< Предыдущая | Следующая > |
---|
Дефицит бюджета России с января по май этого года составил 3,41 трлн рублей. Такую предварительную оценку опубликовал минфин. Объём доходов бюджета в сравнении с прошлым годом упал на 19%, при этом статья расходов увеличилась на 27% (понятно, ведь живём в спецоперационное время). И бюджетная дыра продолжает разрастаться. Основные причины этого — резкое сокращение нефтегазовых доходов, объясняемое введённым Западом «потолком цен», снижение котировок цен на нефть Urals и сокращение объёмов экспорта газа. Таковы плоды чиновной близорукости и жизни властей по принципу «после нас хоть потоп».
Итак, Россия угодила в сырьевую ловушку, которая по милости правящей верхушки десятилетиями копалась под ней вместо того, чтобы использовать отведённый историей приличный отрезок времени для подлинной диверсификации экономики. Годами звучавшие с высоких трибун красивые слова о «переходе на инновационные рельсы», уходе от «нефтяного проклятья», строительстве высокотехнологичной экономики оказались пустым сотрясанием воздуха. Как шутили в народе: двигаемся к нанореволюции наношагами.
Как и прежде, «чёрное золото» — наше всё. В тучные годы, когда нефтяные котировки зашкаливали, может, оно было и ничего. Однако сейчас, когда страна оказалась под санкциями, заграничные активы РФ слопаны Западом, госрасходы стремительно растут (что обусловлено не только военными действиями, но и необходимостью перестраивать хозяйство под новые реалии, а тут ещё и выборы не за горами — обижать народ нельзя), как раз и наступил малоприятный момент истины. Холодным душем стало наступившее понимание, что малейшего колебания мировых цен на «чёрное золото» достаточно для того, чтобы всю нашу экономическую махину начало лихорадить и сводить бюджетной судорогой.
Экономика всё больше напоминает тришкин кафтан, латая который в одном месте, делаешь дыру в другом. Для решения проблемы, по сути, есть только три пути, и все крайне болезненные. Либо проводить секвестр бюджета, то есть пускать под нож статьи, например, касающиеся капитального строительства, развития инфраструктуры, а ведь это рабочие места, зарплаты для тысяч людей, сокращать инвестпрограммы. Или же повышать налоги, но накануне выборов делать этого нельзя. Либо девальвировать рубль, что поможет тем же сырьевым экспортёрам наполнить бюджет «фантиками», а государству сохранить хорошую мину при плохой игре и выполнить в полной мере те же социальные обязательства. А то, что девальвация рубля непременно разгонит цены, так и наплевать — Росстат всё равно, что надо, подкрутит. А прояви статистики нерадение, так в очередной раз заменят главу ведомства на более умелого в деле рисования благостных картинок.
Итак, что же с нефтью — нашим благословением и проклятием одновременно?
«По данным минфина, средняя цена нефти Urals за период с 15 мая по 14 июня составила 54,57 долл. за баррель против 55,97 долл. за баррель в предыдущем периоде. Нефтяные котировки пока не находят точек для роста, соответственно, госбюджет продолжит недобирать нефтегазовые доходы. В связи с этим рассчитывать на укрепление российской национальной валюты не приходится, скорее следует ожидать смещения валютной планки в район 90 рублей за доллар уже ближе к осени. Если котировки Brent не сумеют до конца июня подняться выше 79,7 долл. за баррель, значит, нефть завершит в минусе второй квартал подряд», — сказал «Правде» Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам».
Сказывается и «нефтяной потолок», установленный Западом в отношении цены на экспортируемую российскую нефть.
«Поскольку все нефтегазовые налоги и субсидии (за исключением акциза на нефтепродукты) рассчитываются по формулам с учётом цены на нефть Urals и цен на нефтепродукты на европейском рынке, то доходы бюджета уязвимы от мировой конъюнктуры. Если бы не учитывались дисконты на российскую нефть, то бюджетное наполнение было бы выше на 20—25%», — отметила в беседе с «Правдой» Тамара Сафонова, кандидат экономических наук, доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития РАНХиГС при президенте РФ.
В связи с этим возникает вопрос: что мешало властям все эти годы заняться переводом страны с сырьевого на инновационный путь развития, не дожидаясь, когда клюнет санкционный петух?