< Предыдущая | Следующая > |
---|
Президент РФ Владимир Путин только что выступил на Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Как всегда, журналисты разобрали на «кусочки» доклад главы государства, а также его ответы на вопросы на том же пленарном заседании ВЭФ. Самые главные «кусочки» – по таким темам, как изменения в глобальной экономике, перспективы развития Дальнего Востока, демографическая ситуация в стране, грядущие президентские выборы, газовая инфраструктура Российской Федерации, инфляция, валютный курс рубля, ключевая ставка Центробанка, льготные ипотечные кредиты и др.
Почти во всех обзорах выступления Путина на ВЭФ упоминается и замечание президента по вопросу о присутствии государства в российской экономике. Отвечая на вопрос о том, не много ли государства в экономике, Путин сказал: «Мы об этом слышим, об этом говорят постоянно. Это не так. Да, у нас есть крупные компании, особенно в сфере энергетики, но частные структуры развиваются быстрыми темпами. Мы их поддерживаем, в том числе и здесь, на Дальнем Востоке». В социальных сетях и в СМИ уже появились комментарии на указанные слова главы государства. Причем одни поняли их так: государства в экономике мало, и его присутствие надо наращивать. Другие трактовали слова с точностью до наоборот: доля частного сектора растет и будет продолжать расти.
Сейчас я не буду озвучивать собственную позицию по данному вопросу, а хотел бы прояснить ключевой вопрос: доля государства в экономике увеличивается или уменьшается? Потому что в СМИ на этот счет приводятся диаметрально противоположные ответы: одни говорят, что растет; другие говорят, что падает. Чаще всего эти ответы базируются на каких-то примерах. А при необходимости всегда можно подобрать серию «правильных» примеров. Я об этом уже неоднократно писал. (См., в частности, мою статью «Государства слишком много в экономике». Откровенное вранье приватизаторов»).
Для точного ответа на данный вопрос следует обратиться к статистике. На сайте Росстата есть страница, называемая «Институциональные преобразования в экономике» (https://rosstat.gov.ru/statistics/instituteconomics). На ней есть серия таблиц, называемых «Распределение уставного капитала (фонда) организаций (юридических лиц) между акционерами (учредителями) по видам экономической деятельности на конец года». Таблицы за период с конца 2005 года по конец 2022 года.
Основные категории акционеров в этих таблицах: федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; коммерческие организации (кроме финансово-кредитных); финансово-кредитные организации; некоммерческие организации; физические лица.
К государству можно отнести первые три категории акционеров. Давайте посмотрим, как выглядела картина по структуре уставного капитала в целом по экономике Российской Федерации на конец 2005 года. Суммарная величина всех уставных капиталов на тот момент времени равнялась 3.153,6 млн руб. Раскладка по отдельным категориям акционеров была следующая (%):
федеральные органы исполнительной власти – 14,9
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – 4,5
органы местного самоуправления – 2,3
коммерческие организации (кроме финансово-кредитных) – 66,2
финансово-кредитные организации – 2,6;
некоммерческие организации – 1,6
физические лица – 7,8
Итого по первым трем категориям акционеров, которых можно отнести к государству, получается доля в 21,7%. Более 2/3 (68,8%) уставного капитала пришлось на коммерческие организации, включая финансово-кредитные организации.
А теперь давайте посмотрим картину на конец 2022 года. Суммарная величина всех уставных капиталов к этому времени достигла 43.157,9 млрд руб. Раскладка по отдельным категориям акционеров выглядела следующим образом (%):
федеральные органы исполнительной власти – 13,8
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – 5,3
органы местного самоуправления – 0,9
коммерческие организации (кроме финансово-кредитных) – 69,3
финансово-кредитные организации – 4,7;
некоммерческие организации – 5,0
Физические лица в таблицу по 2022 году не были включены (причины не названы). Итак, доля государства (первые три категории акционеров) в конце прошлого года равнялась ровно 20,0%. А на коммерческие организации (включая финансово-кредитные организации) пришлось ровно 74,0%.
Из сопоставления данных можно сделать вывод, что на отрезке времени с конца 2005 года по конец 2022 года доля государства в уставных капиталах организаций всех секторов российской экономики сократилась с 21,7% до 20,0%, т.е. на 1,7 процентных пункта. А доля коммерческих организаций выросла с 68,8% до 74,0%, или на 5,2 процентных пункта. Следовательно, произошло сокращение присутствия государства в экономике. Это видно лишь на длинном отрезке времени. На отрезке в один-два года процесс трудноразличим.
Любопытно посмотреть, как выглядят позиции государства в отдельных секторах экономики. На конец прошлого года доля государства (первые три категории акционеров) в добывающей промышленности равнялась ровно 6,0%. По обрабатывающей промышленности показатель составил 10,8%. То есть по добывающей промышленности относительный уровень присутствия государства в экономике оказался в три с лишним раза среднего показателя по экономике. По обрабатывающей промышленности – почти в два раза меньше.
А ведь государство может и должно быть главным (если не монопольным) собственником предприятий добывающей промышленности, получая природную ренту. Сегодня эта природная рента достается частным собственникам. Эта рента приватизируется. И в значительное мере не инвестируется в развитие добывающей промышленности и других отраслей экономики России, а выводится из страны в офшоры и недружественные государства. Обращу внимание, что уход государства из сектора добывающей промышленности был стремительным. Еще в 2005 году доля государства в уставных капиталах добывающих компаний была почти 55%, сегодня, как я отметил выше, она обвалилась до 6%.
Что касается обрабатывающей промышленности, то многие ее отрасли имеют стратегическое значение для России (особенно машиностроение). Однако львиная доля этого сектора экономики принадлежит не государству, а частным акционерам. Даже многие предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) остаются в частных руках. Никаких радикальных изменений по части замещения частного капитала государством в российском ОПК после 24 февраля 2022 года не произошло. В начале этого года я подробно писал в статье «О преодолении когнитивного диссонанса в сфере экономической политики. Состоится ли национализация в российском ОПК?».
Для сравнения отмечу, что на конец 2005 года доля государства в уставных капиталах компаний обрабатывающей промышленности равнялась 14,9%. А сегодня, еще раз напомню, – 10,8%. Ползучая приватизация сектора налицо.
Особо хочу обратить внимание на те сектора, которые, казалось бы, на 100 процентов должны быть государственными, поскольку они должны исполнять государственные функции.
Вот сектор под названием «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг». На долю государства в организациях сектора пришлось всего 4 процента уставного капитала. Казалось бы, здравоохранение и разного рода социальные услуги – исключительная прерогатива государства. Однако все это уже приватизировано. Здоровье и социальное обслуживание населения оказалось в руках частного капитала. Понятно, что о здоровье и социальном обслуживании граждане могут забыть. Для частного капитала они превратились в «новую нефть», которую будут качать из людей до полного их истощения и смерти. Для сравнения: на конец 2005 года доля государства в уставных капиталах организаций данного сектора равнялась примерно 25%. Как видим, завершающая стадия приватизации здравоохранения и социальных услуг на отрезке времени 2005–2022 гг. происходила ударными темпами.
Не лучше ситуация в секторе образования. На государство пришлось лишь 3,6% уставного капитала всех организаций сектора. Об образовании можно забыть. Впрочем, плоды такого приватизированного образования мы видим сегодня на каждом шагу.
Вот еще один сектор, который некоторые по наивности считают вотчиной государства. Речь идет о секторе «Деятельность в области культуры и спорта». Доля государства здесь составляет скромные 36 процентов.
В таблицах Росстата отдельно выделяется сектор, называемый «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение». Доля государства в уставных капиталах организаций данного сектора на конец прошлого года равнялась 57 процентов. Для сравнения: на конец 2005 года было примерно 62%.
Интересно, в капитале организаций, обеспечивающих военную безопасность России, также есть частный капитал? Подробностей на этот счет Росстат не представляет. Но полагаю, что частный капитал в таких организациях есть. Ведь у нас на сегодняшний день как минимум полтора десятка частных военных компаний (ЧВК). Об этом я также недавно писал в статье «Приватизация государства в России» (https://t.me/REOSH_Sharapov/1615) Вот фрагмент из указанной статьи: «Россия легкомысленно выпустила из бутыли опасного джина по имени «ЧВК». Загнать его назад будет архисложно. Но загонять нужно, и как можно быстрее…»
Подытоживая, отмечу, что ползучая приватизация государства продолжается. И не просто продолжается, а близится к своему финишу. Если сейчас не включить обратный ход, то остатки Российского государства исчезнут. А если исчезнет государство, то исчезнет и Россия. Да не будет этого!