< Предыдущая | Следующая > |
---|
XVII столетие часто именуют Бунташным веком. На него выпали буржуазные революции в Нидерландах и Англии, Фронда во Франции, Смутное время в Русском царстве, многочисленные восстания в Восточной Европе, а также в Швеции, Южной Италии и Сицилии. Заметное место в этом ряду занимает начавшееся в 1648 году восстание на Украине, переросшее в антифеодальную и национально-освободительную войну и сыгравшее огромную роль в судьбе братских восточнославянских народов.
370 лет назад население современной территории Украины пыталось обрести государственную независимость. Лидер народного движения после череды побед и поражений принял трудную истину: у его страны в тогдашней международной обстановке не было шансов сохранить самостоятельность. Нарождавшейся Украине предстояло сделать выбор.
«Под беспредельной властью шляхты»
По мере ослабления Золотой Орды усиливалась экспансия на восток Королевства Польского и Великого княжества Литовского. С 1385 года эти два государства находились в личной унии (Кревская уния), когда литовский великий князь Ягайло, женившись на королеве Ядвиге, стал одновременно и польским королём. А в 1569 году, после заключения Люблинской унии, Литва и Польша стали Речью Посполитой — федеративным государством, в котором польская шляхта доминировала, а русская и литовская знать ассимилировалась ею.
Речь Посполитая активно колонизировала украинские земли, устанавливая для основной массы населения весьма жёсткие крепостнические порядки. Постоянно росли объёмы оброка и работы на барщине. Польский теолог и писатель Пётр Скарга констатировал: «Нет государства, где бы подданные и земледельцы были так угнетены, как у нас, под беспредельной властью шляхты».
Местная знать стала в этом союзниками колонизаторов. В 1596 году украинское духовенство во главе с митрополитом Михаилом Рогозой пошло на заключение Брестской церковной унии: стало подчиняться главе католической церкви папе римскому, сохранив для паствы внешнюю, обрядовую сторону богослужения по византийской традиции. Излишне говорить, что в первых рядах в униатство, а также напрямую в католичество устремилась тогдашняя украинская (белорусская, кстати, тоже) «элита».
Одним из самых ярких и характерных примеров стал Иеремия (Ярема) Вишневецкий, представитель старого русского княжеского рода, который сыграл заметную роль в попытках подавить восстание Богдана Хмельницкого. Родители Яремы ещё были православными, но сам он в 1631 году перешёл в католичество. И не просто так: его владения включали не только родовое имение Вишневец (сейчас — в Тернопольской области Украины), но и земли в Литве, на Киевщине и Волыни, а также на левобережье Днепра (на территории нынешних Полтавской и Сумской областей Украины) с опорой на новую княжескую резиденцию в Лубнах. Ряд историков полагают, что Вишневеччина являлась в то время крупнейшим феодальным владением не только в Речи Посполитой, но и во всей Европе. Её даже иногда именуют Лубенским государством, хотя самостоятельной державой она, конечно же, не являлась.
Ради такого князь Ярема и поменял веру. Впрочем, не он один. Компанию ему составили многие род`ы, как правило, уходившие корнями в древнерусские княжества: князья Заславские, Збаражские, Лукомские, Острожские, Пронские, Ружинские, Слуцкие, Соколинские, Чарторыйские и другие, а также более мелкие шляхтичи. Всеми ими двигало стремление сохранить при польской власти свои привилегии и владения, а по возможности и приумножить их.
Простое население как могло сопротивлялось, бунтовало, поднимало восстания. Во второй половине XVI века на Буковине, в Галиции, Прикарпатье и ещё ряде местностей возникло антикрепостническое движение опришков. Его в основном составили крестьяне, сопротивлявшиеся произволу феодалов. Опришки не создавали больших армий и предпочитали партизанить: неожиданно нападали на поместья и сжигали их вместе с документами о долгах, которые и вели к крепостной зависимости. Движение было не национальным, а социальным и потому не чисто славянским: в нём участвовали также венгры и румыны.
Протесты жестоко подавлялись. Польский историк Симон Старовольский свидетельствовал: «Азиатские деспоты во всю жизнь не замучат столько людей, сколько их замучат каждый год в свободной Речи Посполитой». Однако с расширением своего влияния на восток поляки столкнулись с запорожским казачеством, которое тогда уже представляло собой серьёзную военную силу.
Запорожцы
Одним из самых тяжёлых последствий Батыева нашествия 1237—1241 годов был раскол восточных славян, которые в будущем составят основу трёх народов: русских, белорусов и украинцев. К XVII веку большинством населения украинских земель были потомки жителей древнерусских княжеств, существовавших на этой территории до ордынского нашествия. Но завоевание кочевников нанесло страшный урон. Киев был разорён ордынцами в 1240 году. Примерно через шесть лет после этого через город проезжала дипломатическая миссия, направленная к хану Золотой Орды папой римским Иннокентием IV. Возглавлявший её папский легат, монах-францисканец Иоанн де Плано Карпини оставил исчерпывающее описание последствий нашествия: «...Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведён почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжёлом рабстве». Это всё, что осталось от одного из крупнейших и красивейших городов Европы XIII столетия и его более чем тридцатипятитысячного населения...
Нашествие и последовавшие за ним «рати» (карательные походы) ордынцев заставили многих славян бежать на земли Северо-Восточной Руси. Значение всего региона Среднего и Нижнего Поднепровья резко упало. Даже спустя триста лет, в середине XVI века, когда Киев уже давно был под властью Литвы, в нём проживало всего около шести тысяч человек. Лишь в середине XIX века население города вернётся к домонгольскому уровню.
Однако в XIV веке Золотая Орда вошла в стадию феодальной раздробленности, а на её границах стремительно набирали силу Польша, Литва и Великое княжество Московское. По мере утверждения в этих государствах крепостного права миграция населения развернулась: многие жители сбегали от закрепощения на земли, которые стали фактически ничейными, после того как Орда неоднократно пережила «замятню» (смуту) и резко ослабла.
Здесь, в Диком поле, у порогов Днепра и южнее их начинается формирование запорожского казачества. Впрочем, прямых упоминаний именно о запорожцах нет до XV века включительно. Основную массу казаков, по-видимому, составляли уроженцы киевских, подольских и волынских земель, по социальной принадлежности — как правило, мещане (от польск. и белор. място и укр. мiсто — город. — М.К.).
При этом стоит уточнить, что слово «казак» на тот момент не обозначало этническую или сословную принадлежность, а скорее описывало род занятий — вольные люди, промышлявшие военным делом и кое-какими хозяйственными. Этнически же они были отнюдь не только восточными славянами (местными или пришлыми московитами и белорусами): среди них были валахи, поляки, татары, турки и другие.
К концу XVI века запорожское казачество создало своё войско и находилось на пороге образования собственного государства. Его центром стало поселение на днепровском острове Хортица — Запорожская Сечь (т.е. укреплённый лагерь. — М.К.). Внутренняя жизнь казацкого сообщества строилась на основе самоуправления, которое очень напоминало характерные для восточнославянских племён вечевые сходы и, по всей видимости, именно к ним и восходило исторически.
Против панов
Столкнувшись с проблемой свободолюбивых запорожцев, польские власти постарались использовать ту же схему, что и с украинской знатью. В результате в конце XVI века появилось реестровое казачество, то есть запорожцы, зачисленные на польскую военную службу и получившие привилегии. Их использовали как в военных, так и в полицейских целях.
Однако реестровых было меньшинство. Большую часть запорожского «товариства» составляли свободные казаки, дорожившие своей независимостью, которая далась им весьма недёшево в бесконечных боях с осколками Золотой Орды. Объективно сложилась ситуация, когда цели борьбы угнетённого населения на украинских землях совпали с интересами запорожского казачества. Уже к концу XVI века это вылилось в целую череду мощных крестьянско-казацких выступлений.
В 1591—1593 годах на Украине вспыхнуло восстание во главе с Криштофом Косинским, реестровым полковником, которого казаки выбрали своим гетманом. Его подавили, но в 1595—1596 годах громыхнуло ещё сильнее: восстание, которое возглавили казацкие предводители, в разное время избиравшиеся гетманами, Северин Наливайко и Григорий Лобода, охватило огромные территории и перекинулось на белорусские земли. К казакам активно присоединялись мещане и крестьяне. «Вся Украина показачилась», — отмечал в своём письме польский полководец Станислав Жолкевский (полагаем, этот пан сильно бы удивился, узнав, что Украину «придумал» В.И. Ленин в 1920-х. — М.К.). Народное выступление польские войска утопили в крови.
После подавления восстания Наливайко и Лободы крупных выступлений некоторое время не было. В 1625 году великий коронный гетман Станислав Конецпольский заключил соглашение, по которому реестровые казаки становились опорой польской власти на украинских землях. Появилось шесть полков по тысяче человек каждый: Белоцерковский, Каневский, Корсунский, Переяславский, Черкасский и Чигиринский. Каждый из них фактически образовал и контролировал свою административно-территориальную единицу.
Но ещё быстрее росли ряды свободных казаков, к которым бежали те, кто не хотел становиться крепостными. Загоны (отряды) запорожцев начали налёты на подконтрольные польским властям территории.
В 1630 году Правобережную Украину снова сотрясло восстание. Его возглавил запорожский гетман, крещёный крымский татарин Тарас Фёдорович (Трясило). Запорожцы разгромили войска Конецпольского, и тот вынужден был пойти на компромисс. Заключённое в Переяславле соглашение было выгодно прежде всего старшине, то есть зажиточным казакам. Оно позволило им приобщиться к польским привилегиям, так как увеличило число реестровых до восьми тысяч.
Смещённый с поста гетмана Трясило не одобрял этот сговор и собрал вокруг себя других недовольных. Известно, что в 1635—1636 годах он вёл переговоры с Русским царством о переходе казаков на службу к царю и даже посетил Москву. Но правительство Михаила Фёдоровича Романова не стало опрометчиво лезть в украинские дела. Неудачная Русско-польская война 1632—1634 годов показала, что сил у Русского царства, переживавшего последствия Смутного времени, пока что слишком мало.
Польские власти понимали опасность союза казаков с простым населением украинских земель и старались ограничить влияние Запорожской Сечи. С этой целью к северу от неё, у начала Днепровских порогов, по проекту французского военного инженера Гийома Боплана была построена мощная крепость Кодак, основу гарнизона которой составили немецкие наёмники.
Но и сечевики вовремя оценили угрозу. В 1635 году гетман Иван Сулима использовал решение польского Сейма о снижении числа реестровых казаков в нарушение заключённого соглашения и вновь поднял запорожцев на восстание. Крепость Кодак была разрушена: её гарнизон проспал стремительное нападение казаков. Однако казацкая старшина предала Сулиму. Он был схвачен и в том же году зверски казнён в Варшаве. Вообще предательство в украинской политике занимало особое место и в тот исторический период, и много позднее.
В 1637 году произошло восстание под руководством гетмана Павлюка (Карпа Гудзана), который вместе с Сулимой брал Кодак. К казакам массово присоединилось население Левобережной Украины и, что было особенно болезненно для поляков, все до единого реестровые полки. Варшава отреагировала резко: бросила войска, которые разбили восставших и устроили массовые кровавые расправы над их сторонниками. Попавший в окружение Павлюк был предан казацкой старшиной, выдан полякам и, как и Сулима, принял жестокую смерть в Варшаве.
Польские власти плотно занялись запорожской проблемой. В следующем году Сейм принял «Ординацию войска реестрового Запорожского», которая урезала казацкие привилегии, ограничила число реестровых шестью тысячами и запретила им поддерживать отношения с сечевиками. Ответом стало новое восстание.
В 1638 году казацкое выступление возглавили гетман Яков (Яцко) Истра по прозвищу Острянин и Дмитрий Гуня, избранный гетманом после Острянина. Ещё одним лидером стал полковник реестровых казаков Карп Скидан, соратник Павлюка по восстанию 1637 года. Запорожцы через своих посланцев с листовками прямо обратились к населению украинских земель за поддержкой и получили её. Топить народное выступление в крови пришли войска под командованием польского военачальника Станислава Потоцкого и уже упомянутого выше князя Иеремии Вишневецкого, к слову, носившего титул «воевода русский». Восставшие потерпели поражение. Острянин смог уйти на земли Москвы, Гуня отступил на Дон, раненый Скидан попал в плен и был казнён.
В итоге реестровые казаки признали Ординацию 1638 года. Почти десятилетие Речь Посполитая правила Украиной относительно спокойно. Блокировавшая Запорожскую Сечь крепость Кодак была не просто восстановлена, а втрое расширена.
Но многие из числа запорожцев, украинских крестьян и мещан отказались подчиниться польским властям. Свои надежды они связывали с северным соседом, хотя тот и вёл себя пока пассивно. С украинских земель усилился отток жителей, и власти Русского царства были вынуждены принять беженцев. Те получили право селиться на границе Дикого поля. Так появилась Слободская Украина, или Слобожанщина, ныне — часть украинских Сумской и Харьковской областей и частично территории регионов РФ — ДНР, ЛНР, Белгородской, Воронежской и Курской областей.
Рождение украинской государственности
В 1647 году польский подстароста и ротмистр Даниэль Чаплинский совершил разбойное нападение на хутор, принадлежавший его противнику, одному из представителей запорожской казацкой старшины. Поляк разграбил и сжёг его, похитил женщину, на которой его недруг-казак собирался жениться, а его слуги избили до полусмерти казацкого сына. Звали этого противника пана Чаплинского Богдан Хмельницкий.
Один из рядовых примеров того, как вела себя польская шляхта на украинских землях, стал толчком для мощнейшего восстания, в котором выплеснулось вся скопившаяся народная ненависть. Волнения охватили не только Украину, но и белорусские земли, а также Смоленское воеводство. Поражение Речи Посполитой стало началом её исторического заката, и через полтора столетия одно из мощнейших государств Европы периода раннего Нового времени попросту исчезнет с её карты. А началось всё с малого — с выступления трёх сотен казаков под руководством Хмельницкого.
Предводитель восстания, которое часто называют его именем, имел весьма интересную биографию, хотя сведения о ней носят отрывочный характер. Известно, что Богдан Хмельницкий был хорошо образован, знал латынь, так как учился в том числе у иезуитов, однако в католичество не перешёл. Был на польской военной службе, во время войны с турками в 1621 году попал в плен и два года провёл в рабстве, при этом выучил турецкий и татарский языки. На стороне Польши участвовал в Смоленской войне. В составе отряда наёмников в середине 1640-х был во Франции.
Выступив против Речи Посполитой в начале 1648 года, Хмельницкий захватил одну из польских крепостей на Днепре, причём её гарнизон из реестровых казаков перешёл на сторону восставших. Понимая, что без союзников восстание обречено повторить судьбу предыдущих, Хмельницкий провёл переговоры с крымским ханом, врагом поляков, и получил в помощь отряд во главе с Тугай-беем.
После этого Хмельницкий прибыл в Запорожскую Сечь, где был избран гетманом. Далее последовал ряд громких побед, одержанных в союзе с крымскими татарами. В мае под Жёлтыми Водами реестровые казаки снова перешли на сторону запорожцев, польские подразделения были истреблены, а их командир Стефан Потоцкий погиб. Через несколько дней под Корсунем была уничтожена коронная армия Речи Посполитой, включая элитную кавалерию — крылатых гусар, а оба польских гетмана Николай Потоцкий и Мартын Калиновский сдались в плен. Загоны сподвижника Хмельницкого Максима Кривоноса на Левобережье отбросили войска Яремы Вишневецкого. На Правобережье начались массовые крестьянские восстания. А в сентябре в битве под Пилявцами была разгромлена спешно собранная польская шляхетская армия.
После ухода татарских войск обратно в Крым Хмельницкий триумфально въехал в Киев. Вместе со своими соратниками он деятельно занялся государственным строительством, основой которого стало казацкое самоуправление, наследовавшее древнерусским, домонгольским традициям взаимоотношений земли и власти. Украина была разделена на административно-территориальные единицы — полки во главе с полковниками, которые сосредоточили в своих руках военную и гражданскую власть. Речь шла о появлении нового европейского государства — Украинского.
Выбор Хмельницкого
Внешнеполитическое положение только что народившегося государства оказалось плачевным. Его окружали гораздо более сильные державы, а потому проводить полностью независимую политику для Хмельницкого было невозможно. Он старался поддерживать нормальные отношения с Крымским ханством и Османской империей, но было ясно, что Украина им интересна только как возможное орудие против Речи Посполитой или Русского царства.
Хмельницкий предпринял попытку договориться с поляками на выгодных для Украины условиях, чему способствовала смена власти в Речи Посполитой: умершего короля Владислава IV сменил Ян II Казимир. Требования казаков фактически сводились к предоставлению им автономии и расширению реестрового войска до 12 тыс. Однако война продолжилась.
Лишь после нового разгрома от казаков под Зборовом в августе 1649 года поляки пошли на заключение мира. Зборовский договор фактически дал Украине автономию, реестровое войско утверждалось в количестве 40 тыс. казаков. Ставился и вопрос об отмене польским Сеймом церковной унии.
Но уже в 1651 году Речь Посполитая вторглась на украинские земли, а ответом на это стало возобновление народного восстания. Летом двухсоттысячная польская армия нанесла казакам и их союзникам тяжёлое поражение. В Берестецкой битве Хмельницкого предали и временно задержали крымские татары, но большую часть казацкой армии смог спасти взявший на себя командование полковник Иван Богун. По новому Белоцерковскому договору шляхта вернула себе владения на Украине, казачий реестр урезали вдвое, власть гетмана ограничилась лишь Киевским воеводством, а контакты с иными державами в обход поляков были запрещены.
Этот мир тоже был недолгим.
В 1652 году военные действия возобновились, и казаки взяли реванш, разбив польские войска под Батогом. Однако положение Украины было ужасным. Численность её населения упала до уровня конца XVI века. Галиция и Подолия лишились половины своих жителей. Причинами этого были не только карательные акции польских войск, но и эпидемии, а в 1651 году добавился и неурожай.
На выручку пришла Москва: принимала на своих землях украинских беженцев, отменила для Украины пошлины на покупку хлеба и соли, помогала казакам оружием.
В этой ситуации Хмельницкий окончательно принял решение ориентироваться на сближение с Русским царством. Впервые своих послов к царю Алексею Михайловичу он отправил летом 1648 года. Но Москва всё ещё колебалась...
Воля народов
Для Русского царства основной текущей внешнеполитической задачей было вернуть потерянные за время Смуты земли, в первую очередь захваченный Речью Посполитой Смоленск. Не то чтобы русское правительство совсем не интересовали дела на юге. Очень даже интересовали, и провозглашённую ещё Иваном III внешнеполитическую повестку собирания русских земель (в границах Древнерусского государства) никто не отменял. Москва копила силы, закрывшись от набегов степняков Белгородской засечной чертой — цепью крепостей, укреплений и лесных завалов. Эта оборонительная линия великими трудами строилась в течение двух десятилетий и к середине XVII века в основном была завершена.
Алексей Михайлович проводил осторожную политику и долго избегал открытого вмешательства в украинские дела. Кроме того, он старался заручиться максимально широкой поддержкой внутри своего государства. В 1651 году вопрос об Украине обсудили на специальном Земском соборе. Он постановил брать её под «высокую государеву руку». Но царь медлил.
Осенью 1653 года в Москве снова был созван Земский собор. Окончательное решение он принял 1 октября: «...против польского короля войну весть» и Богдана Хмельницкого с Войском Запорожским «з городами и сёлами принять».
В Москве прекрасно отдавали себе отчёт в том, что события на Украине вызывают пристальное внимание стран Европы. Поэтому её внешнеполитическое ведомство — Посольский приказ — занималось сложным дипломатическим обеспечением процессов вхождения украинских земель в состав Русского царства. По решению Земского собора посольства были направлены в Священную Римскую империю германской нации (Австрию), Швецию, во Францию, в Данию, Нидерланды и Венецию. Реакция Османской империи и Речи Посполитой была понятной, однако русские дипломаты посетили их вассалов: в случае Турции — Крымское ханство, Молдавию и Валахию, а в случае Польши — Бранденбург и Курляндию. В середине XVII века русское правительство понимало, что нельзя допустить формирования враждебной коалиции и выступления Европы единым фронтом против нашей страны.
На Украину отправилось представительное русское посольство во главе с имевшим немалые опыт и авторитет боярином Василием Бутурлиным. За дипломатическое сопровождение миссии отвечал опытный профессионал, думный дьяк Ларион Лопухин. В составе посольства был и глава московских стрельцов Артамон Матвеев, в будущем крупный дипломат, а ещё — более двух десятков представителей знати, а также специалисты для ведения дел: подьячие и стряпчие (правоведы).
Именно это посольство в январе 1654 года прибыло на переговоры в Переяславль. Туда же на Раду съезжались выборные представители казачества со всей Украины, а также стекалось большое число простых жителей, которым никто не препятствовал. Как видим, и русский царь, и украинский гетман старались избежать кулуарных междусобойчиков и обеспечивали как можно большую открытость обсуждения вопроса о вхождении Украины в состав Русского царства.
В своей речи на Раде Богдан Хмельницкий честно раскрыл положение Украины, которое мы описали выше, объяснил необходимость искать покровительства другого государства и причины выбора именно Москвы: «Тут кого хотите избирайте. Царь турский — есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православные христиане, греки беду терпят. ...Крымский хан — тож бусурман, которого мы, по нужди в дружбу принявши, каковые нестерпимые беды приняли есмя, какое пленение! Какое нещадное пролитие крови християнские от польских от панов, утеснения — никому из вас сказывать ненадобеть, сами вы все ведаете... А православный християнский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания...»
После речи гетмана полковник переяславских казаков Тетеря ходил в кругу собравшихся, задавая вопрос: «Вси ли тако соизволяете?» Ответ Рады был: «Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми во веки вси едино были!»
Это случилось 18 января 1654 года. Окончательно воссоединение России и Украины было оформлено договором, заключённым в марте того же года во время визита посольства Богдана Хмельницкого в Москву. Он известен как «Мартовские статьи». Для тех из нынешних деятелей, кто заявляет, что Украину создали большевики, а в XVII веке её не было, процитируем одну из статей этого документа: «Царского Величества ратные люди всегда на рубежи, для Украйны обереганья, есть и впредь стоять учнут».
Для Русского царства это событие прежде всего означало перелом в его сложном внешнеполитическом положении после Смуты. Оно возвратило исконные земли Древнерусского государства и получило перспективу выхода к Чёрному морю. В давнем соперничестве с Речью Посполитой Москва начала уверенно побеждать. Для Украины же это стало спасением от польской, крымско-татарской или турецкой оккупации. Положение простых украинцев улучшилось, процесс их закрепощения существенно затормозился, и окончательно оно произошло лишь в конце следующего столетия.
* * *
Сегодня многие и на Украине, и в РФ на свой манер пытаются пересмотреть воссоединение России и Украины и девальвируют широкую подготовку к празднованию во времена И.В. Сталина 300-летия этого события. Но лидер СССР не случайно придавал особое значение этому юбилею, хотя и не дожил до него. С точки зрения собирания российских земель его внешняя политика была вполне созвучна повестке московских великих князей и царей, старавшихся восстановить государственную территорию Древней Руси и отразивших это намерение в своём титуле. Сталин пережил крах Российской империи, Гражданскую войну и непосредственно участвовал в создании нового союзного государства. Поэтому ему было очевидно, что события XVII века были именно воссоединением братских народов, которые оказались разделены не по своей воле, а в результате трагических исторических событий.