< Предыдущая | Следующая > |
---|
В наше потребительское время трудно представить, что подвиг Александра Матвеевича Матросова, грудью закрывшего амбразуру пулемётного дзота, был повторён более чем 400 (!) раз его последователями-героями. Ведь теперь некоторые уважаемые наши сограждане (в частности, ряд успешных спортсменов) не готовы жертвовать для Родины не то что жизнью, а даже участием в Олимпиаде, и намерены там выступать под нейтральным флагом, то есть де-факто против России. У них на первом месте — личная карьера и личный успех, всё остальное — вторично.
И поэтому ставшее уже нарицательным имя «Александр Матросов» (в ряду таких имён-понятий, как Илья Муромец, Александр Невский, Иван Грозный, Юрий Гагарин) для немалой части ныне живущих молодых людей — всего лишь некто из книжек и кинофильмов… А ведь Матросов был живым человеком, из плоти и крови, имел непростую и отнюдь не «каноническую» биографию, несмотря на то, что прожил всего 19 лет, прежде чем совершить свой бессмертный подвиг.
Родился он в Днепропетровске (Украина) 5 февраля 1924 года, рано лишился родителей, беспризорничал, попал в Ивановский детский дом Ульяновской области, где прожил шесть лет. Там он стал пионером. Документы свидетельствуют, что во второй половине 1940 года Саша Матросов предпринял поиски своей матери Анны Николаевны Матросовой, ранее проживавшей в Сталинграде. Его задержали в Саратове и приговорили к двум годам заключения в Уфимской трудовой колонии по обвинению «в нарушении паспортного режима»: в те годы было запрещено перемещаться на поезде, не имея паспорта, за что он и был наказан. С апреля 1941-го по сентябрь 1942 года А. Матросов жил, учился и работал в Уфимской детской трудовой колонии (судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР 5 мая 1967 года этот приговор отменила).
В Уфимской колонии он показал себя с самой лучшей стороны. В характеристике, которую ему дала администрация колонии, было сказано: «Матросов Александр Матвеевич, 1924 года рождения, уроженец города Днепропетровска, происходит из семьи рабочего, образование семь групп, русский. В Уфимской детской трудовой колонии зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Работал на мебельной фабрике в качестве слесаря систематически стахановскими методами. За хорошую работу на производстве, отличную учёбу в школе и поведение Матросов А.М. с 15 марта по 23 сентября 1942 года был в должности помощника воспитателя. Кроме этого, был избран председателем центральной конфликтной комиссии. Тов. Матросов выдержан, дисциплинирован, умеет правильно строить товарищеские взаимоотношения. Характеристика дана для представления в РККА».
После начала Великой Отечественной войны колонист Матросов несколько раз подавал заявления с просьбой отправить его на фронт. В одном из таких обращений на имя народного комиссара обороны СССР Александр Матросов писал:
«Дорогой товарищ Нарком. Пишет Вам простой рабочий из Уфы. Шести лет я лишился родителей. Будь это в капиталистической стране, мне грозила бы голодная смерть. Но у нас, в Советском государстве, позаботились обо мне, обеспечили образование и специальность слесаря в детской трудовой колонии. За всё это я очень благодарен Коммунистической партии и Советской власти, и сейчас, когда наша Родина в опасности, я хочу защищать её с оружием в руках.
Здесь, в Уфе, я трижды просился на фронт и трижды мне было отказано в этом. А мне 17 лет. Я уже взрослый. Я больше принесу пользы на фронте, чем здесь. Убедительно прошу Вас поддержать мою просьбу — направить на фронт добровольцем и желательно на Западный фронт, чтобы принять участие в обороне Москвы.
А. Матросов».
Когда, наконец, Матросова призвали в Красную Армию (уже в 18 лет), райвоенкомат вручил ему документы о направлении на учёбу в Краснохолмское военно-пехотное училище, которое находилось в Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Здесь он принял военную присягу 7 ноября 1942 года, а 30 ноября был принят в комсомол.
О тех днях впоследствии вспоминал его однополчанин Александр Васильевич Воробьёв:
«Больше всего любили мы Сашу за его большое сердце. Для друга он готов был сделать всё, что мог. В этом я убедился ещё в училище. В нашей многонациональной роте были и русские, и татары, и башкиры, и украинцы, и узбеки, и таджики. Ребята из южных республик с трудом привыкали к суровому климату Оренбургского края с его снежной зимой. Некоторые из них нередко плохо ориентировались на местности, когда выходили на тактические учения. Однажды произошёл такой случай.
Во время учений курсант, таджик по национальности, заблудился. Организовали поиски. Саша был одним из первых, кто добровольно вызвался идти на розыски попавшего в беду товарища. День был морозный, ветреный, а к вечеру стало ещё холоднее. Мы искали долго и безрезультатно. К тому же потеряли и Матросова. Собравшись у рощи, стали обсуждать, где теперь искать обоих. Наступали сумерки. Мы не знали, что делать. Вдруг видим — по полю медленно идёт на лыжах человек и на своих плечах несёт другого. Это был наш Сашка. Он нашёл полузамёрзшего товарища. Оказав ему первую помощь, Матросов потащил его в нашу часть. За этот благородный поступок начальник училища объявил Матросову благодарность».
18 января 1943 года половина состава Краснохолмского военно-пехотного училища была откомандирована на фронт. Но Александра Матросова не включили в состав маршевых рот, и тогда он заявил, что желает идти на фронт добровольцем. Его просьбу удовлетворили.
Вскоре Матросов вместе с другими курсантами направился в действующую армию. Его воинский эшелон прибыл на Калининский фронт, поезд остановился на станции Земцы, что на Псковщине. 12 февраля 1943 года новое пополнение влилось в 91-ю отдельную стрелковую бригаду, сформированную в 1942-м из добровольцев-сибиряков.
91-я стрелковая бригада входила в 22-ю армию. Рядовые Матросов, Бардабаев, Воробьёв, Смирнов и другие бывшие курсанты Краснохолмского военно-пехотного училища получили направление во второй стрелковый батальон. Принимал новичков начальник штаба батальона старший лейтенант Григорий Сергеевич Артюхов — энергичный офицер, уже не раз побывавший в боях. Курсантов зачислили в роту автоматчиков, которой командовал офицер Конделинский.
Вот как о тех днях вспоминал капитан Василий Николаевич Климовский: «Саша Матросов, выполнявший обязанности ординарца, был моим самым близким другом. Он приехал в наш батальон 12 февраля 1943 г., где я был заместителем командира по политической части. Молодой, энергичный, инициативный комсомолец Матросов горячо приступил к боевой учёбе, но учиться долго не пришлось, так как мы вскоре отправились на передовую позицию. На марше к фронту он был вынослив. Во время привалов, выполняя приказания, быстро обходил подразделения, интересовался, всё ли в порядке, нет ли бойцов с потёртыми ногами, кому надо оказать помощь. Саша сразу же докладывал мне обо всём, что узнавал. Он был исполнительным, находчивым и внимательным ко всем. И за это его любили».
Александр Матросов и его боевые друзья проходили по местам недавно отгремевших боёв. Страшная картина опустошения предстала перед ними. Фашисты сожгли деревни Михаи, Сивцево, Клетищи, Мглуша, Пахомово и многие другие, уничтожили тысячи советских людей. А тех, кто оставался в живых, гитлеровцы угоняли на каторжные работы в Германию.
В деревне Осипово в одном из немецких блиндажей наши воины обнаружили трупы восьми русских девушек, изнасилованных и зверски замученных гитлеровцами. Только немногим советским людям удавалось вырваться из фашистского ада и спастись от смерти. У Марии Герасимовны Рыжковой на войне погиб муж, на руках осталось двое малых детей. У Меланьи Ивановны Спиридоновой — пять малышей. Не имея крова, они сидели на пепелище и горько плакали.
А. Матросов в письме в Уфимскую детскую колонию сообщал: «Пишу вам из района, где недавно были гитлеровцы. Вы и представить себе не можете, что натворили на русской земле эти гады... Я видел колодец, в который фашистские изверги сбросили 16 детей в возрасте до 12 лет. Я видел обгорелый склад, где немцы заживо сожгли 265 женщин, стариков и детей... Отступая, гитлеровцы жгли всё, что могло гореть, взрывали всё, что поддавалось разрушению. Я читал в одной листовке приказ немецкого генерала, который разрешал своим солдатам уничтожать всё советское, в том числе исторические памятники. На приказе была пометка: «Одобрено Гитлером». Вот если бы удалось мне добраться до Берлина и поймать Гитлера, я отомстил бы ему за все его злодеяния».
От станции Земцы до Большого Ломоватого бора воины 91-й стрелковой бригады за шесть дней прошли свыше 200 километров. Была зима, лежал глубокий снег, солдаты и офицеры мужественно переносили трудности марша. Личный состав был охвачен наступательным порывом.
6 января 1943 года части Красной Армии полностью освободили от фашистов город Великие Луки Псковской области. Советские войска продолжали вести упорные наступательные бои. Жаркие схватки с врагом не прекращались ни днём ни ночью. Особенно ожесточённые бои шли севернее Великих Лук, в междуречье Смердели и Ловати.
Немецко-фашистские захватчики, стремясь любой ценой остановить продвижение наших войск, создали глубоко эшелонированные оборонительные рубежи. Каждую высоту гитлеровцы превратили в опорный пункт, всюду виднелись глубокие окопы, траншеи, ходы сообщения. Были построены дзоты, оборудованы артиллерийские и миномётные огневые позиции. Передний край врага был опутан колючей проволокой и заминирован, все подступы к нему прикрывались массированным артиллерийским и миномётным огнём.
Одним из важных участков вражеских позиций был опорный пункт в деревне Чернушки Локнянского района Псковской области. Воины 91-й стрелковой бригады подошли к этой небольшой русской деревне, расположенной на берегах одноимённой речки. Раньше здесь было 24 дома, которые фашисты полностью сожгли. Они также предали огню школу, вырубили сады, убили и замучили многих жителей деревни.
Немцы опоясали Чернушки трёхрядным кольцом проволочных заграждений, заминировали подходы. Сюда прибыл свежий гарнизон вражеской пехоты из состава 197-й немецкой дивизии, солдаты которой в 1941 году зверски истязали, а затем повесили Зою Космодемьянскую. На западной окраине деревни находились огневые позиции миномётов, а на восточной окраине — дзоты. На этом участке фронта наступала 94-я стрелковая бригада Красной Армии. И нужно было прорвать вражеские укрепления, чтобы выйти на линию железной дороги Локня — Насва. Отсюда открывался путь в Прибалтику. Словом, бои за Чернушки имели очень важное военно-стратегическое значение.
Тот памятный бой датировался вначале 23-м февраля 1943 года. Однако впоследствии в соответствии с архивными документами 91-й бригады установили точную дату: на самом деле тот бой у деревни Чернушки произошёл 27 февраля.
2-й батальон, где проходил службу А. Матросов, получил задачу атаковать опорный пункт западнее деревни Чернушки. Гитлеровцы яростно сопротивлялись, они вовсе не собирались отдавать занятую ими деревню. Как только красноармейцы прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника из трёх дзотов, которые прикрывали подступы к деревне. Два дзота удалось подавить штурмовым группам автоматчиков и бронебойщиков. Пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней, его никак не удавалось подавить.
Тогда в сторону дзота поползли рядовые Пётр Огурцов и Александр Матросов. Вскоре Огурцова тяжело ранило, и Матросов остался один на один с вражеским пулемётом. Александр теперь просто обязан был заставить пулемётчика замолчать! Он подполз к амбразуре дзота и бросил одну за другой две гранаты, после чего стрельба прекратилась. Однако, как только бойцы его батальона пошли в атаку, пулемёт снова начал стрелять. Но гранат у бойца больше не было. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. На какое-то время пулемёт захлебнулся, и этих мгновений хватило, чтобы бойцы смогли подойти поближе и уничтожить пулемётчика. Путь атакующим красноармейцам был открыт. Матросов ценою своей жизни выполнил поставленную ему боевую задачу и тем самым содействовал успеху всего подразделения.
Помощник начальника политотдела 94-й стрелковой бригады И.Г. Ноздрачёв рассказывал: «Вместе с другими я подбежал к дзоту. На амбразуре, широко раскинув руки, лежал Саша Матросов. Мы бережно подняли его и положили на снег. Став на колени, я вынул из кармана гимнастёрки героя комсомольский билет и, развернув, написал короткую фразу: «Лёг на боевую точку противника и заглушил её, проявил геройство».
В тот же день на имя начальника политотдела 91-й стрелковой бригады майора М.В. Ильяшенко поступило сообщение: «Нахожусь во втором батальоне. Наступаем... В бою за деревню Чернушки комсомолец Матросов, 1924 г. рождения, совершил героический поступок — закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперёд. Чернушки взяты. Наступление продолжается. Подробности доложу по возвращении.
Агитатор полит-отдела ст. л-т Волков».
Позже стало известно, что старший лейтенант Волков в том бою погиб. Но перед тем он успел сообщить всему миру о бессмертном подвиге Матросова.
Получив сообщение Волкова, майор М.В. Ильяшенко по телеграфу передал эту весть в Полит-управление Калининского фронта и в политотдел 6-го стрелкового корпуса добровольцев-сибиряков. В донесении майора говорилось: «...Исключительное мужество и геройство проявил красноармеец батальона комсомолец Матросов. Противник из дзота открыл сильный пулемётный огонь и не давал продвигаться нашей пехоте. Тов. Матросов получил приказ уничтожить укреплённую точку противника. Презирая смерть, он закрыл амбразуру дзота своим телом. Пулемёт врага замолчал, пехота пошла вперёд, и дзот был занят. Тов. Матросов погиб смертью храбрых за Советскую Родину».
Вблизи деревни Чернушки, на опушке соснового леса, боевые друзья похоронили Александра Матросова. Могилу обнесли оградой, установили четырёхгранный обелиск; на нём в рамке под стеклом — портрет героя в венке из еловых ветвей. Ниже сделали надпись: «Гвардии рядовой Александр Матросов. Рождения 1924 года. Вечная слава герою, павшему в борьбе за свободу и независимость нашей Родины». Могилу посетили командующий 22-й армией Калининского фронта генерал-лейтенант В.А. Юшкевич и член Военного совета армии генерал-майор А.М. Катков.
В июне 1948 года прах Александра Матросова был перенесён и захоронен в Великих Луках, там сооружён памятник и мемориал героя.
19 июня 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР красноармейцу Александру Матвеевичу Матросову за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Указ был зачитан во всех частях и подразделениях. Состоялись митинги и беседы, посвящённые Герою Советского Союза А. Матросову. Политотдел 56-й гвардейской стрелковой дивизии выпустил специальную листовку, в которой говорилось:
«Пройдут годы, отгремит военная буря, но никогда Родина не забудет своего бесстрашного сына — героя Александра Матросова.
Подвиг Матросова
не забудется,
Слава Матросова
в века войдёт.
И будет славить героя
на улицах
И на площадях
советский народ.
Саша Матросов пожертвовал своей молодой жизнью ради жизни своего народа, ради счастья своей страны. Победить — с этой мыслью Саша закрыл амбразуру своим телом. Победить! — об этом думает каждый из нас».
В Приказе №269 Народного Комиссара Обороны И.В. Сталина от 8 сентября 1943 года говорилось: «Для увековечения памяти Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матвеевича Матросова приказываю:
1. 254 Гвардейскому стрелковому полку 956 Гвардейской стрелковой дивизии присвоить наименование: «254 Гвардейский стрелковый полк имени Александра Матросова».
2. Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матвеевича Матросова зачислить навечно в списки 1-й роты 254 Гвардейского полка имени Александра Матросова».
Его именем названы улицы, проспекты, площади, учебные заведения, теплоходы. О нём написаны книги и сняты кинофильмы (один из них — «Рядовой Александр Матросов» режиссёра Леонида Лукова, 1947 г.). Ему установлены памятники в десятках городов России и других республик Советского Союза.
Памятник Матросову в его родном Днепропетровске по приказу бандеровских властей снесён в январе 2023 года.
Имя Александра Матвеевича Матросова навсегда останется одним из самых славных и почитаемых народом и армией имён патриотов СССР и России. Подвиг Александра Матросова — символ невероятных жертв, которые готов понести наш народ в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.