< Предыдущая | Следующая > |
---|
Валерий Рашкин 8 октября выступил на пленарном заседании Госдумы, призвав депутатов принять поправки в выборное законодательство, касающиеся электронного подсчёта голосов.
Автоматизированный подсчет голосов с помощью КОИБ безусловно ускоряет процедуру подведения итогов голосования, однако в среде экспертного сообщества все чаще звучат мнения, что уровень развития современной электроники дает реальную возможность для вмешательства в работу КОИБ извне для фальсификации итогов голосования.
В настоящий момент единственным способом проверки результата КОИБ является ручной пересчёт голосов избирателей на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков. При этом жеребьёвка проводится в течение получаса после окончания времени голосования, а это значит, что на не попавших в эту выборку участках члены избирательных комиссий могут спокойно фальсифицировать итоги, не опасаясь проверки.
Коммунисты предложили коллегам проводить жеребьевку в течение получаса после подписания протоколов об итогах голосования и выдачи их заверенных копий на всех избирательных участках, где голосование проводилось с использованием КОИБов.
Как и следовало ожидать, большинство в лице «Единой России», которое не нуждается в честных выборах, эту инициативу отклонило.
Предлагаем вашему вниманию текст выступления Валерия Рашкина на пленарном заседании Госдумы:
- Уважаемые коллеги!
Одна из основных проблем российских выборов – отсутствие к ним доверия со стороны населения. Люди с каждым днем теряют доверие к власти и не идут на выборы. Это подтверждает рекордно низкая явка в прошедший 14 сентября Единый день голосования.
В своё время для повышения доверия избирателей на участках стали устанавливать технические средства подсчета голосов, которые в последнее время всё чаще используются на выборах различного уровня. Так, при проведении выборов Мэра Москвы в сентябре 2013 года и на выборах в Московскую городскую Думу в сентябре 2014 года на трети избирательных участков использовались комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ).
Однако эффект получился обратный. Результаты голосования там, где были установлены КОИБы, неизменно вызывают сомнение. Среди экспертов всё чаще звучат мнения, что уровень развития современных электронных средств обработки и передачи информации дает реальную возможность для вмешательства в работу КОИБ извне для корректировки данных голосования. По сути, КОИБ – это управляемая человеком техника, а потому в него можно заложить любое программное обеспечение и получить какой угодно результат.
Проверка достоверности работы программного обеспечения в настоящий момент невозможна. К программному обеспечению не допущены ни кандидаты, ни избирательные объединения, ни члены комиссии. Только специально обученные неизвестно кем люди. Кто эти люди – мы не знаем. Как и на каком этапе устанавливается программное обеспечение, как оно проверяется – нам тоже неизвестно.
К примеру, на прошедших 3 недели назад выборах в Московскую городскую думу в субботу, перед днём голосования, собрали все флешки с программным обеспечением. Где и что с ними делали – до сих пор загадка. Всё это не вызывает доверия и легитимность самой процедуры голосования ставит под вопрос.
Ещё один вопрос по КОИБам – сертификация. Железки, из которых они сделаны, сертифицируются. Электроника – тоже. А программа – не сертифицируется. Её создают какие-то специалисты, и на кого эти специалисты работают – мы не знаем.
К примеру, 4 марта 2012 года в ходе проведения голосования по выборам президента РФ и главы города Ливны при подсчёте голосов избирателей была выявлена подозрительная закономерность: в итогах голосования на десяти участках, где были установлены КОИБы, разница в количестве набранных голосов между кандидатом от КПРФ Валентиной Коротковой и кандидатом от «Единой России» Леонидом Фаустовым, составила в среднем 200–250 голосов. На остальных двадцати избирательных участках Ливен, не оснащённых КОИБами, результат был совершенно иным. Короткова потребовала произвести подсчет избирательных бюллетеней вручную, но комиссия отказалась это делать. Таким образом, имеются все основания предполагать проведение массовой фальсификации итогов голосования с использованием современных средств подсчёта голосов.
В 2009 году коммунистами был проведён эксперимент на отдельных избирательных участках. Выяснилось, что КОИБы не могут технически отличить настоящий бюллетень со всеми его степенями защиты от ксерокопии. То есть они считывают данные не только с избирательных бюллетеней, но и с обычной бумажки, что делает возможным вброс огромного количества «лишних» голосов.
Конечно, попытка опустить бюллетеней больше, чем установлено голосований на участке, должна быть сигналом для участковой комиссии и наблюдателей о возможных противоправных действиях. Тогда члены комиссии должны вручную пересчитывать голоса.
Однако мы не готовы полагаться на честность и порядочность членов избирательной комиссии. На прошлых выборах в Мосгордуму коммунисты через суд требовали избирком представить им «использованные» бюллетени, так как данные их наблюдателей не сходились с итоговыми данными. Суд постановил бюллетени партии выдать, но вот в Мосгоризбиркоме выдавать бюллетени нам отказались.
Учитывая, что поданные прошлом году на выборах депутатов местного уровня в Новой Москве жалобы о массовой незаконной «коррекции» итогов и результатов голосования на участках с КОИБами до сих пор находятся на различных стадиях уголовно-процессуальной и надзорной проверки в органах прокуратуры и следственного комитета разных уровней, возникают вполне обоснованные опасения, что кто-то всеми силами пытается создать все условия к фальсификации и незаконной коррекции итогов и результатов голосования и выборов на всех избирательных участках и в избиркомах всех уровней.
Современное выборное законодательство не дает возможности развеять эти сомнения, так как в настоящее время единственным способом проверки результата КОИБ является контрольный (ручной) подсчет голосов избирателей на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков. При этом жеребьёвка проводится в течение получаса после окончания времени голосования. Фактически это означает, что избирательным комиссиям на нескольких выбранных для проверки участках сразу же дают понять: здесь фальсифицировать нельзя. Зато все остальные могут вздохнуть свободно и подтасовывать результаты без всякого опасения.
Единственное, что может вернуть доверие к электронному подсчёту голосов, – случайный выборочный ручной пересчёт голосов после получения результатов на всех участках с КОИБами. Не до, как это делается сейчас, а только после. Мы настаиваем, что жеребьёвка должна проводиться в течение получаса после подписания протоколов об итогах голосования и выдачи их заверенных копий на всех избирательных участках, где голосование проводилось с использованием технических средств подсчёта голосов.
И если вы, уважаемые коллеги, уверены, что с КОИБами всё в порядке и фальсификации с их помощью невозможны, то, что мешает вам поддержать этот законопроект? Если вы хотите повысить доверие к выборам – это обязательно нужно сделать. Если нет – можно оставить всё как есть. Но это приведёт к тому, что люди опять начнут выходить на Манежную и на Болотную площади. Всё это было совсем недавно, и мы помним, что одним из основных требований там были именно честные выборы.
Впереди у нас федеральные избирательные кампании. Близятся выборы Государственной Думы и президента, которые опять погонят народ на площадь. Если вы хотите, чтобы эти вопросы решались на улицах, тогда за этот закон можете не голосовать. Если же вы хотите доверия, легитимности и высокой явки, тогда проголосуйте и тем самым поставьте точку в спорах о КОИБах. Предлагаемые нами изменения позволят обеспечить неприкосновенность итогов голосования с использованием КОИБ, предупредят возможные фальсификации со стороны нечистоплотных членов избирательных комиссий и иных лиц, и, безусловно, будут являться гарантом прозрачности и легитимности проводимых выборов.
Уважаемые коллеги, прошу поддержать этот закон.