< Предыдущая | Следующая > |
---|
В декабре 2015 года депутаты от фракции КПРФ в Госдуме направили запрос в Конституционный Суд России, в котором просили признать несоответствующими Конституции ряд статей федеральных законов, закрепляющих обязанность владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн платить за проезд по федеральным автодорогам.
Коммунисты настаивали на том, что введение постановлением правительства данной платы, которая, по сути, является налогом, противоречит Конституции. Они также указывали на то, что административная ответственность за несоблюдение требований по оплате проезда большегрузных автомобилей не может быть основана на акте исполнительной власти, "она может быть введена лишь федеральными законами либо законами субъектов". Кроме того, депутаты полагали, что подобные санкции создают препятствия для свободного перемещения товаров по территории страны.
Напомним, что в апреле 2016 года правительство внесло в Госдуму законопроект, который фактически освобождает от уплаты транспортного налога перевозчиков, использующих автомобили массой более 12 тонн, в форме налогового вычета. Речь формально идет не об отмене транспортного налога, а о том, что при его оплате будет учитываться сумма уплаченного дорожного сбора в системе "Платон". То есть фактически это вычет из транспортного налога.
Система "Платон", через которую взимается плата с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам, начала действовать с 15 ноября 2015 года. Запуск системы сопровождался сбоями в ее работе, а также протестами дальнобойщиков. Они жаловались на несправедливость системы, указывая, что уже платят транспортный налог, а также акцизы, включенные в стоимость топлива.
Планировалось, что до 1 марта 2016 года владельцы грузовиков будут платить 1,53 рубля за каждый километр пути, а затем до 31 декабря 2018 года - 3,06 рубля. Но в конце зимы на фоне протестов водителей правительство заморозило индексацию тарифов "Платона" до лета 2017 года.
Оглашая решения, КС указал, что федеральные трассы являются "главными транспортными артериями страны". Несмотря на то, что они находятся в публичной собственности и должны содержаться за счет средств федерального бюджета, законодатель имеет право устанавливать дополнительные сборы за их использование, считают в КС.
"Установленные платежи не должны быть избыточными и слишком обременительными для водителей. Правительство уже признало необходимость их оптимизации, - заверили в КС. - Правительство РФ, внося в Госдуму законопроект о зачете суммы данной платы при расчете транспортного налога, по сути, признало необходимость снижения финансового бремени владельцев большегрузных автомобилей".
В то же время наделение оператора "Платона" полномочиями по установке порядка оплаты или возможному введению штрафных санкций суд признал противоречащим Конституции. В решении говорится, что водители не должны нести ответственность за нарушение порядка оплаты, если оно было вызвано "не зависящими от них обстоятельствами" - например, состоянием инфраструктуры.
Кроме того, недопустимо повышение установленного правительством размера платы (кроме индексации) без указания на такую возможность в законе, а также внезапное изменение или отмена действующих в настоящее время понижающих коэффициентов. КС подчеркнул, что при повышении платы необходимо дать плательщикам время для адаптации.