< Предыдущая | Следующая > |
---|
Насколько объективно рассчитан федеральный бюджет на 2016 год?
1. Законопроект предусматривает формирование федерального бюджета на 2016 год с дефицитом в размере 2 360,2 млрд. рублей (3 % ВВП), что на 194,2 млрд. рублей больше, чем ожидается в 2015 году.
При этом доходы составят 13 738,5 млрд. рублей, что на 488,2 млрд. рублей превышает оценку 2015 года, но на 758,4 млрд. рублей меньше чем в 2014 году (5,2 %), и на 2 трлн. рублей меньше, чем показатель, первоначально планируемый на 2016 год.
Расходы составят 16 098,7 млрд. руб. что на 1267,1 млрд. рублей превышает оценку 2015 года, но на 681,4 млрд. рублей меньше, чем в 2014 году, и на 173,1 млрд. рублей меньше, чем показатель, первоначально планируемый на 2016 год.
Основные характеристики федерального бюджета на 2016 год
млрд. рублей
Показатели |
2014 год (отчет)
|
2015 год (оценка)
|
2016 год |
||
---|---|---|---|---|---|
Закон № 384-ФЗ |
Законопроект |
Отклонение |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5-4 |
Доходы, всего |
14 496,9 |
13 251,3 |
15 795,5 |
13 738,5 |
-2 057,0 |
%% к ВВП |
20,3 |
18,0 |
19,0 |
17,5 |
-1,5 |
Расходы, всего |
14 831,6 |
15 417,3 |
16 271,8 |
16 098,7 |
-173,1 |
%% к ВВП |
20,8 |
21,0 |
19,6 |
20,5 |
0,9 |
Дефицит (–) / Профицит (+) |
-334,7 |
-2 166,0 |
-476,3 |
-2 360,2 |
-1 883,9 |
%% к ВВП |
-0,5 |
-3,0 |
-0,6 |
-3,0 |
-2,4 |
Нефтегазовые доходы |
7 433,8 |
5 879,9 |
8 032,0 |
6 044,9 |
|
Ненефтегазовые доходы |
7 063,1 |
7 371,4 |
7 763,5 |
7 693,6 |
|
Ненефтегазовый дефицит |
-7 768,5 |
-8 045,8 |
-8 508,3 |
-8 405,1 |
103,2 |
%% к ВВП |
-10,9 |
-10,9 |
-10,2 |
-10,7 |
-0,5 |
Законопроект предусматривает рост экономики в 2016 г. на 0,7%, стабильность нефтяных цен на уровне в 50 $/баррель, среднегодовой обменный курс в 63,3 руб./$, сохранение экспортной пошлины на нефть на уровне 2015 г. и увеличение ставок НДПИ для экспортирующих газ организаций (то есть только для «Газпрома») на 36,7%. Вместе с тем, по мнению экспертов, цена российской нефти в 2016 году не превысит $48,5/баррель, то есть в законопроекте присутствуют риски недополучения прогнозируемых на 2016 год доходов.
2. Меняется структура доходов федерального бюджета, доля нефтегазовых доходов бюджета снижается с 51,3 % в 2014 году до 44 %, то есть преобладают ненефтегазовые доходы.
В 2016 году приостанавливается действие "бюджетного правила" в части ограничений при определении общего объема расходов и учета нефтегазовых доходов в федеральном бюджете. За время действия "бюджетных правил" не удалось добиться сокращения ненефтегазового дефицита федерального бюджета, действие правила то приостанавливается, то возобновляется в зависимости от изменения условий в национальной экономике. Очевидно, что «бюджетное правило» в условиях кризиса целесообразно отменить.
Ненефтегазовые доходы увеличиваются как в номинальном выражении, так и в % ВВП. Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета возрастет с 55,6% в 2015 году до 56,0% в 2016 году.
В структуре доходов федерального бюджета налоговые доходы прогнозируется в объеме 9 202,6 млрд. рублей (11,7% к ВВП), неналоговые доходы с учетом безвозмездных поступлений – в объеме 4 535,8 млрд. рублей (5,8% к ВВП).
Вместе с тем в составе налоговых доходах есть выпадающие доходы. Так, в расчете налога на прибыль организаций на 2016 год учтены потери в общей сумме 351,7 млн. рублей от предоставления льгот резидентам Особой экономической зоны в Калининградской области организациям – резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны, организациям – резидентам туристско–рекреационных особых экономических зон, организациям участникам проекта «Сколково».
Вместе с тем имеются резервы по ряду налоговых доходов, которые позволили бы увеличить доходную часть бюджета на 233 млрд. руб. (по оценке СП РФ), в том числе за счет: улучшения администрирования налога на прибыль организаций – на 6,8 млрд. руб.; за счет того, что доходы федерального бюджета в части ввозных таможенных пошлин занижены на 16 млрд. рублей; за счет того, что в 2016 году сокращение доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, сократились на 120 млрд. руб., а задолженность по уплате дивидендных платежей в бюджет превышает 31 млрд. руб.
В 2016 году основные поступления в федеральный бюджет доходов от перечисления дивидендов прогнозируются по7 крупным плательщикам, что составляет 90,7 % общего объема по данному виду доходов. А где же дивиденды других акционерных обществ?!
Совокупная задолженность перед бюджетной системой по уплате налогов, таможенных сборов и штрафов на 1 января 2015 года составила 1,2 трлн. рублей. Это свидетельствует о необходимости принятия мер по мобилизации доходов в бюджетную систему и ужесточения ответственности за нарушение налогового законодательства.
Недополучение доходов планируется и в неналоговых доходах.
Доходы от управления средствами ФНБ в 2016 году по сравнению с оценкой за 2015 год уменьшились на 19,7 млрд. рублей, в том числе доходы от размещения средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России – на 23,9 млрд. рублей. Доходы от размещения средств ФНБ в иные разрешенные финансовые активы увеличились на 4,9 млрд. рублей.
3. Расходы федерального бюджета в 2016 году увеличивается на 681,4 млрд. рублей, или на 4,4 %, по сравнению с первоначально установленными параметрами на 2016 год, и составят 16 098,7 млрд. рублей.
В 2016 году из 14 разделов расходов бюджетов уменьшение бюджетных ассигнований предусматривается по 5 разделам: в том числе жилищно-коммунальное хозяйство (минус 51 млрд. рублей), образование (минус 53 млрд. рублей) и здравоохранение (минус 41,3 млрд. рублей).
Законопроектом предусмотрен: отказ от индексации расходов на оплату труда отдельных категорий граждан, стипендиального фонда, материнского капитала, иных социальных выплат, а также пониженная индексация (4%) всех видов пенсий. То есть, законопроектом предусмотрено решение проблем сбалансированности бюджета за счет социально незащищенных слоев общества.
При этом в бюджете нашлись средства на осуществление 30 взносов в уставные капиталы 26 акционерных обществ в общем объеме 82,5 млрд. рублей. Наибольший объем бюджетных ассигнований предусматривается по Росжелдору на взносы в уставный капитал ОАО «РЖД» - 47,1 млрд. рублей, или 57,1 % общего объема взносов, а также в уставный капитал АО «Особые экономические зоны» на сумму 4,7 млрд. рублей.
При этом остатки неиспользованных средств, выделенных на те же цели в 2015 году и ранее, составляют по ОАО «РЖД» - 27,7 млрд. рублей; по АО «ОЭЗ» - 30,8 млрд. рублей. По результатам проверок исполнения федерального бюджета в 2014 году СП РФ сделала вывод о низкой эффективности бюджетных инвестиций, осуществляемых посредством взносов в уставные капиталы. Взносы были предоставлены 92 АО на общую сумму 152,6 млрд. рублей, по состоянию на 31 декабря 2014 года объем не израсходованных на установленные цели средств составил 84,4 млрд. рублей, то есть более половины.
Кроме этого, законопроектом предусматривается в 2016 г. осуществить 8 имущественных взносов Российской Федерации в госкорпорации на общую сумму 79,6 млрд. рублей (Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Росатом», Внешэкономбанк, «Ростех» и «Российские автомобильные дороги»).
При том, что госкорпорации имеют значительные объемы временно свободных средств, которые размещены на счетах в кредитных организациях и Банке России, госкомпании по ним получают доход, который расходуется на текущие цели (данные СП РФ). Этот факт подтверждает, что Минфин России, не утруждая себя инвентаризаций бюджетных расходов с целью исключения неэффективных, решает бюджетные проблемы за счет российских граждан: не индексируя в полном объеме пенсии, зарплаты, материнский капитал, социальные пособия и выплаты,
4. Дефицит федерального бюджета в 2016 году составит 2 360,2 млрд. рублей (3% ВВП), что на 194 млрд. рублей больше показателя 2015 года. Финансирование дефицита будет, в основном, осуществляться за счет заимствований и средств Резервного фонда.
Объем привлечения средств за счет государственных заимствований в 2016 году составит 1 202,7 млрд. рублей, т.е. по сравнению с ожидаемой оценкой исполнения в 2015 года увеличится на 292,9 млрд. рублей, или на 32,2 %.
На внутреннем финансовом рынке за счет размещения рублевых государственных ценных бумаг РФ предусматривается занять более 1 трлн. рублей, при том, что в 2015 году ожидается привлечение средств за счет размещения рублевых ОФЗ лишь в размере 900,7 млрд. рублей, т.е. есть риск непривлечения в полном объеме запланированных средств.
На внешнем финансовом рынке в 2016 г. привлечение заемных средств в иностранной валюте составит 3,2 млрд. долларов США, из них за счет размещения государственных ценных бумаг в иностранной валюте привлечение составит 95 % .
Привлечение РФ кредитов иностранных государств и займов МФО прогнозируется на 2016 год в сумме 10,8 млрд. рублей, что на 1,8 млрд. рублей, или на 20,2 %, больше показателей 2015 г.
В рамках Программы государственных внешних заимствований планируется подписание соглашений для реализации9 новых проектов МБРР на общую сумму 1 817,2 млн. долларов США, в том числе: «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов», «Вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом социально незащищенных слоев населения», «Финансирование инфраструктурных проектов через государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», «Финансирование энергоэффективных проектов в России через государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
Необходимость осуществления указанных займов вызывает сомнение.
При этом, 2016 году, как и в 2015, почти весь объем дефицита (около 2,7% ВВП) планируется покрывать за счет средств Резервного фонда (2,13 трлн. рублей), а также средств Фонда национального благосостояния (12 млрд. рублей) и иных источников финансирования дефицита бюджета (211 млрд. рублей).
Объем Резервного фонда, составлявший на 1 января 2015 года 5,3 трлн. рублей, сократится за счет использования его средств на финансирование дефицитов бюджетов 2015 и 2016 годов на 2,6 и 2,1 трлн. рублей соответственно. Таким образом, к концу 2016 года объем Резервного фонда прогнозируется на уровне 1 трлн. рублей.
Следовательно, существуют риски исчерпания резервов, обеспечивающих сбалансированность бюджетной системы.
Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) на конец 2016 года прогнозируется в объеме 4,6 трлн. рублей, из них 1,17 трлн. рублей – объем средств, размещенных в финансовых активах и 3,49 трлн. рублей - на счетах в Банке России.
В 2016 г. продолжено средств ФНБ на софинансирование пенсионных накоплений, а также размещение части средств ФНБ в целях финансирования крупных инфраструктурных проектов. Однако, по данным СП РФ, до 50 % средств ФНБ, направляемых в инфраструктурные проекты, размещаются на банковские депозиты, полученные доходы расходуются на текущие цели, отличные от условий проекта. Необходимо пересмотреть условия предоставления средств ФНБ для реализации инвеспроектов с целью из ужесточения.
5. Государственный долг РФ в 2016 г. увеличился по сравнению с оценкой 2015 года на 826,1 млрд. руб., с 11 481,4 млрд. руб. до 12 317,5 млрд. руб.
В связи с ростом госдолга и ростом прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю в 2016 году предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга, которые увеличатся с 593,0 млрд. рублей в 2015 году до 645,8 млрд. рублей в 2016 году, что превышает общий объем расходов федерального бюджета на здравоохранение и ЖКХ.
Совокупный внешний долг РФ на 1 октября 2015 года составил 521,6 млрд. долларов США, т. е за 9 мес. 2015 г. сократился на 77,4 млрд. долларов США. При этом объем совокупного внешнего долга превышает объем международных резервов РФ на 150,3 млрд. долларов США (на 40 %), а без учета средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния – на 294,5 млрд. долларов США, или в 2,3 раза.
Из общего объема совокупного внешнего долга наибольший объем (65,2 %) составляет задолженность корпоративного сектора - 339,9 млрд. долларов США.
Однако, результатов мониторинга корпоративного внешнего долга по госкомпаниям и госкорпорациям не представлено, при том, что необходимость осуществления подобного мониторинга обсуждается давно.
По состоянию на 1 апреля 2015 года отношение объема совокупного внешнего долга к ВВП соответствовало средней степени риска показателя долговой устойчивости (33,0%).
Приведенный фактический материал подтверждает, что, бюджет на 2016 год рассчитан далеко не объективно.
Депутатов Государственной Думы от фракции КПРФ часто спрашивают, почему они не голосуют за принятие федерального бюджета?
Фракция КПРФ не голосует за принятие бюджета потому, что понимает его решающее значение как основного инструмента воздействия на развитие экономики, каким он при правительстве либералов не является. Мы не хотим принимать вот такой, малопонятный и недоработанный бюджет для страны. Нам рассказывают об инновациях и инвестициях, а снижают в бюджете вложения в реальную экономику, в социальную сферу, в ЖКХ, в образование, в здравоохранение, решают обострившиеся проблемы формирования бюджета за счет простых российских граждан, не индексируя в полном объеме их пенсии, зарплаты, социальные пособия и выплаты.
Мы настаиваем на формировании бюджета не сверху, как сейчас, а снизу, и на корректировке налогового законодательства.
И во всем этом принципиальная позиция фракции КПРФ в Государственной Думе.