< Предыдущая | Следующая > |
---|
В нём пропали долевая крестьянская земля и муниципальное пастбище, улетучилось право жителей узаконить свои родовые усадьбы. Масштабы содеянного сузились до одной земельной доли, а уголовная ответственность может обнулиться сроком давности.
В течение трёх лет «Крестьянин» много и подробно писал о том, как у жителей села Генеральское в Родионово-Несветайском районе увели часть их земельных паёв и муниципальное пастбище. Это произошло в 2006 году, но селяне узнали о случившемся гораздо позже, когда территория выпасов оказалась под охраной с «колючкой» вокруг и табличками «проход запрещён». Последующие хождения по инстанциям и земельные споры в судах обернулись пустой тратой времени. Пострадавшим вернули их кассационные жалобы без рассмотрения. Это означало, что само гражданско-правовое поле, на котором крестьяне надеялись найти справедливость, сгинуло в донских Бермудах. Казалось, всё, возможности найти решение проблем селян исчерпаны.
И вдруг... уголовное дело!
Больше десятка томов доследственных проверок и процессуальных действий. Постановление о возбуждении, подозреваемые, обвиняемые, свидетели.
Как оказалось, после выхода статьи «Пастбище для развлечений» (№ 51, 2012 г.) селяне отправили коллективное заявление о мошенничестве с их землёй в районную полицию. Сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции начали проверки приведённых в заявлении фактов. При этом они использовали материалы журналистского расследования нашего еженедельника.
Редакция «Крестьянина» узнала об уголовном деле недавно.
Дважды проданная доля
Пастбище на берегу реки Тузлов купил у бывшего директора ЗАО «Авангард» Азата Мелояна предприниматель Алексей Ковалевский, проживающий в гражданском браке с Юлией Дерябкиной, дочерью спикера донского парламента и вождя региональных единороссов. По словам Мелояна, «Ковалевский искал землю и вышел на меня. Просил продать пастбища, и я продал»...
Ковалевскому нужно было не просто пастбище, а привлекательная территория для строительства грандиозного развлекательного центра Family Park. Проблема, однако, заключалась в том, что подходящие площади не входили в состав общедолевых земель ЗАО «Авангард». Одна часть выпасов находилась в водоохранной зоне с особым режимом использования и не делилась на доли.
Другая, большая часть, расположенная в границах поселения, в начале девяностых была передана в ведение сельского совета (ныне администрация Волошинского поселения). Эта государственная, ставшая муниципальной земля предназначалась для сенокошения и пастьбы скота жителей села.
Каким образом Мелоян продал муниципальную (государственную) землю? Да ещё в виде личной собственности?
В своём объяснении от 18.11.2013 г., взятом одним из оперуполномоченных, Мелоян написал: «Согласно статье 51 Конституции РФ от дачи пояснений отказываюсь». Хотя корреспонденту «Крестьянина» он ранее заявил: «Если бы я нарушил закон, юстиция не зарегистрировала бы мой выдел».
Тем не менее проверяющие вскрыли механизм мошенничества, впоследствии описанный в постановлении о возбуждении уголовного дела от 11.01.2016 г.:
«...Имея умысел на приобретение права на чужое имущество... путём обмана в особо крупном размере, без фактического проведения собрания поручил неустановленным лицам из числа работников ЗАО «Авангард» изготовить протокол общего собрания участников долевой собственности... от 26.12.2005 г., содержащий заведомо ложные сведения о дате, месте, времени проведения собрания, а также результатах голосования и лицах, участвовавших в нём...»
В поддельном протоколе 315 пайщиков якобы единогласно проголосовали за то, чтобы Мелоян выделил в счёт своих девяти земельных долей участок размером 193,0 га.
С помощью манипуляций с баллогектарами пашни и пастбища бывший директор ЗАО «Авангард» увеличил площадь выделенных выпасов в... 11 раз! (Как это было, «Крестьянин» подробно писал в статье «Пастбища для развлечений».) А чтобы свести концы с концами, дал команду собрать у пайщиков свидетельства на землю под надуманным предлогом. Когда же селяне получили новые свидетельства, у каждого в земельной доле площадь пастбища оказалась на 0,6 га меньше.
Распутывая клубок манипуляций с землёй пайщиков и Волошинского поселения, оперативники установили ещё один факт. В числе девяти земельных долей, в счёт которых Мелоян отмежевал земельный участок размером 193,0 га, была одна земельная доля 10,2 га, проданная в 2004 г. предпринимателю Мелику Галстяну. Тот подтвердил в полиции: «Я купил у Мелояна А.Г. данную земельную долю за 74367,5 рублей... В настоящее время мне стало известно, что в 2006 г. Мелоян, используя старое погашенное свидетельство на вышеуказанную земельную долю, незаконно выделил её».
Так Азат Гетеванович дважды выделил и дважды продал одну и ту же земельную долю. Первый раз – Галстяну, в единственном числе; во второй раз – Ковалевскому, в составе земельного участка 193,0 га.
Мелоян собрал пакет фиктивных, по версии следствия, документов, чтобы обеспечить видимость законности процедуре купли-продажи земли Ковалевскому. А дальше произвёл подмену по принципу: урезал общедолевую площадь в одном месте, а выделил для продажи такую же, но муниципальную в другом.
Кто там разберётся в границах и координатах? О них знают только посвящённые...
Конституция и угарный газ
У Мелояна были помощники. Главный бухгалтер ЗАО «Авангард» Любовь Термихольянц в полиции попыталась откреститься от своего участия в фальсификации общего собрания, на котором его мнимые участники единогласно выделили своему директору 193 га. По её словам, она занималась только организаций межевания выделенного участка и подготовкой документов для юстиции.
Следовательно, именно Термихольянц предоставила поддельный протокол общего собрания и копию свидетельства дважды проданной земельной доли в Росреестр. Но не только это. Вот что показала в полиции кассир хозяйства Таисия Григоренко: «По указанию бухгалтера Термихольянц я ходила и собирала подписи в списках пайщиков. Со слов Термихольянц – для заключения договоров аренды. Никаких договоров она мне не давала... Списки были использованы Мелояном и Термихольянц для уменьшения долей пайщиков».
Во время второго вызова в полицию Любовь Термихольянц, как и её бывший шеф, отказалась отвечать на вопросы, опять же, сославшись на статью 51 Конституции РФ. А вскоре замолчала навсегда.
В январе 2014 г. Термихольянц трагически погибла в своём доме в х. Дарьевка вместе с мужем и двумя внуками, 6 и 4 лет. По данным Следственного комитета, семья отравилась угарным газом из-за неисправности отопительного оборудования. Признаков насильственной смерти Следственный комитет не выявил.
Мы опросили родственников и соседей погибшей, побывавших в доме сразу после случившегося. По их словам, на момент гибели семьи Термихольянц в доме между газовым нагревательным прибором и вытяжкой продуктов горения отсутствовала часть гофрированной трубы длиной примерно 30 см.
Когда и куда она пропала, неизвестно.
«Я не могу помнить»
Выделенный в обход закона земельный участок Мелоян поставил на кадастровый учёт и узаконил в Росреестре. Хотя известно, как придирчиво проверяют в данных организациях документы. Но судя по объяснению начальника Родионово-Несветайского отдела кадастровой палаты Елены Сядневой, поставить на кадастровый учёт, видимо, можно что угодно.
Дескать, был предоставлен протокол общего собрания пайщиков ЗАО «Авангард». К протоколу – копии свидетельств на девять земельных долей. А проданы они ранее или нет, «возможности проверить у неё не имелось. Проверять должны в юстиции». Землеустроительное дело участка Мелояна никто не видел. Поэтому правильность описания участка с его реальным выделом не сверялась. Ко всему, в кадастровую палату не был представлен государственный акт на право собственности на землю. А ведь именно из государственного акта следует, что выделенный участок пастбища является муниципальным.
Вскоре Елена Сяднева уволилась из кадастровой палаты.
Ну а Росреестр? Как там могли зарегистрировать незаконный земельный участок?
Елена Крупина, в то время (апрель 2006 г.) начальник Родионово-Несветайского отдела Росреестра, объяснения давала жёстко: «Я не могу помнить, что непосредственно я осуществляла правовую экспертизу и регистрацию выдела гр. Мелояна. Граждане, чьи права нарушены, могут обращаться в суд».
Бывшая подчинённая Крупиной главный специалист Елена Ивлева была в полиции откровенней: «Подписать документы по приёму и регистрации сделки гр. Мелояна А.Г. я осуществила потому, что мне для подписи предоставила их с соответствующей просьбой Крупина Е.З. Лично я с гр. Мелояном А.Г. непосредственных контактов не имела».
В августе 2014 г., когда Крупину вызывали в полицию для дачи объяснений, она работала уже не в Росреестре, а в аппарате спикера донского парламента Виктора Дерябкина.
Цена аферы
На проверку обращений жителей села Генеральское потребовался целый год. По итогам проверки в отношении бывшего главного бухгалтера ЗАО «Авангард» Любови Термихольянц в возбуждении уголовного дела было отказано в связи со смертью. Материалы по Росреестру начальник районной полиции Пётр Щербаков отправил для принятия решения руководителю следственного отдела по г. Новошахтинску следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области Олегу Мамонову. В постановлении о передаче сообщения о преступлении по подследственности сказано: «В действиях ранее работавшего главного специалиста Родионово-Несветайского отдела Росреестра Ивлевой Е.В. и начальника отдела Росреестра Крупиной Е.З. усматриваются признаки состава преступления по ст. 286 ч. 1 и ст. 293 ч. 1
УК РФ».
Поясним: это превышение должностных полномочий и халатное отношение к своим обязанностям.
А уголовное дело против Азата Мелояна следователь полиции Лилия Акименко возбудила значительно позже, 9 апреля 2015 г., как только стала известна стоимость «скандального» земельного участка. По данным регионального центра судебной экспертизы, земельный участок площадью 193 га, проданный Ковалевскому, на тот момент стоил 117,6 миллиона рублей. Но Мелояну почему-то вменялось в вину мошенничество только с одной, той самой, дважды проданной земельной долей. Доля потянула на 13,07 миллиона рублей. Именно в такую сумму оценила следователь Акименко ущерб, нанесённый пайщикам ЗАО «Авангард». А ведь от каждой из 315 земельных долей было отрезано по 0,6 га, то есть всего 190 га. Конечно, и 13,07 миллиона особо крупный размер, но с остальной зёмлей как быть? Тем более что земля муниципальная.
Более двух месяцев уголовное дело Азата Гетевановича изучалось в правоохранительных кабинетах. В итоге?
Давно не депутат
Начальник следственного отделения Родионово-Несветайской полиции Алексей Гризодуб 23 июня 2015 г. отменил постановление о возбуждении уголовного дела. Потому что Мелоян в то время, когда происходили события, являлся районным депутатом. А уголовное преследование депутата осуществляет Следственный комитет. Одиннадцать томов процессуальных действий отправились из Родионово-Несветайской слободы в г. Новошахтинск в следственный отдел Олега Мамонова для принятия решения. Там материалы доследственной проверки два месяца находились без движения.
Районная прокуратура потребовала от руководителя следственного отдела по г. Новошахтинску прекратить волокиту и принять решение. В ответ дело Мелояна вернулось обратно в полицию со ссылкой на определение Верховного суда: поскольку Мелоян уже давно не депутат, уголовное преследование должно осуществляться в общем порядке. В полиции ничего осуществлять не стали.
И перебросили одиннадцать томов опросов, признаний и действий опять в прокуратуру. Оттуда всё с тем же требованием прекратить волокиту материалы переадресовали в Новошахтинск в следственный отдел Мамонова. Из следственного отдела – отскок в прокуратуру и так далее в том же духе...
Как известно, в природе есть явление под названием Бермудский треугольник. Это такое место в океане, где бесследно пропадают не только самолёты и корабли, но и само время. Нечто подобное образовалось в пространстве между Родионово-Несветайской слободой и г. Новошахтинском. Заместитель районного прокурора Наталья Середина регулярно требовала от руководителя следственного отдела Олега Мамонова прекратить проволочки с делом Мелояна и принять решение, но в судах почему-то выступала против признания его бездействия незаконным.
Сама же Середина полгода удерживала в прокуратуре без движения материалы проверки заявления пайщика Ивана Тыняного, впоследствии покончившего с собой.
В следственно-прокурорском Бермудском треугольнике бесследно исчезли 10 месяцев, и наконец 11 января 2016 г. старший следователь следственного отдела по г. Новошахтинску Артём Горбань возбудил, а точнее, реанимировал уголовное дело в отношении Азата Мелояна по статье о мошенничестве. Ничего нового в деле не появилось. Мелояну по-прежнему вменялось в вину мошенничество только с одной земельной долей.
Зато до конца истечения срока, предусмотренного для уголовной ответственности за такого рода преступления, осталось всего три месяца.
Для него нет преград
В следственно-прокурорс-ком Бермудском треугольнике исчезло не только время, предусмотренное законом для следствия по уголовному делу. В нём пропали долевая крестьянская земля и муниципальные выпасы. Из-за кадастровых манипуляций улетучилось право жителей села узаконить свои родовые усадьбы. Уголовное дело рассыпано. Вместо организованной группы лиц – один Азат Мелоян. Масштабы содеянного сузились до одной земельной доли, а ответственность обнулилась сроком давности.
Где материалы по работникам Росреестра Крупиной и Ивлевой? О них ни слова с тех пор, как начальник районной полиции Пётр Щербаков отправил эти материалы в следственный отдел по г. Новошахтинску. Мог бы что-то прояснить или сделать по поводу сложившейся ситуации в селе Генеральское руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области генерал-лейтенант Юрий Попов. Ведь именно он был главным регистратором на Дону, когда в 2006 г. Елена Крупина возглавляла районный Росреестр.
В донских Бермудах исчез, как мираж в пустыне, и спортивно-развлекательный комплекс Family Park, разрекламированный как показательный для остальных регионов России, но так и не воплотившийся наяву из своих декораций.
В реальности остались бывшие пастбища, разбитые на участки для перепродажи под строительство коттеджей. И первые коттеджи на улице под названием Сказочная. К слову, истинную цель своего грандиозного проекта Ковалевский, надо отдать ему должное, не скрывал. В своё время он откровенно сказал корреспонденту «Крестьянина»: «Да, я купил паи, перевёл пастбище в землю для строительства коттеджей. Им тоже хочется, но они не могут». «Они» в данном случае – это пострадавшие жители села Генеральское.
Говорят, что Ковалевский прикрывается именем своего влиятельного тестя Виктора Дерябкина, спикера донского парламента и регионального лидера единороссов. И поэтому для него не существует преград. Вот как ответил на этот вопрос сам Виктор Дерябкин в интервью, опубликованном на сайте «Донньюс» 17 марта 2015 г.: «Да, мне приходилось слышать, что он пытается таким образом свой бизнес защитить».
Так ли это? Действительно ли Виктор Ефимович не имел и не имеет никакого отношения к бизнесу своего зятя и дочери?
Предоставим слово членам семьи и исполнителю проекта Family Park.
Виктор Дерябкин («Донньюс», 2015 г.): «Мы с Владимиром Фёдоровичем Чубом в Генеральское приезжали. Ковалевский нам представил эскизы, макеты...»
Юлия Дерябкина («Крестьянин» № 51, 2012 г.): «Бюджетные средства областная администрация в проект не вкладывала. Вот только помогла со строительством дороги. И с землёй...»
Азат Мелоян («Крестьянин» № 51, 2012 г.): «Они там все, в Генеральском, должны в ж... целовать Ковалевского. Благодаря ему Чуб снял все деньги с района и построил первоклассную дорогу от трассы к селу...»
Остаётся добавить, что от реализации проекта перепродажи крестьянской земли под строительство коттеджей под предлогом сооружения развлекательного центра Family Park пострадали более 300 пайщиков, село Генеральское, Волошинское поселение и государство...
По данным уголовного дела, ущерб составил 117,6 миллиона рублей в ценах 2006 года...
Виктор ШОСТКО
Фото из архива «Крестьянина»