< Предыдущая | Следующая > |
---|
В своём Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин произнёс немало напыщенных фраз о важности развития науки в России, о том, что в развитии страны наука имеет ключевое значение, что Россия — страна возможностей и в связи с этим молодое поколение граждан России должно заявить о себе в полной мере в новых важных исследовательских проектах. Но если отвлечься от словесной шелухи, то что мы имеем на практике?
За границу за последние девять лет стало уезжать впятеро больше учёных. Россия — единственная из развитых стран, где несколько десятилетий подряд уменьшается число учёных. Об этом рассказал главный учёный секретарь Российской академии наук (РАН) Николай Долгушкин в ходе Общего собрания академии.
Пока глава государства с большой трибуны разглагольствует о том, что «мировое лидерство будет принадлежать тому, кто одержит победу в глобальных соревнованиях за технологии и знания», из страны продолжают «утекать мозги». Причём чем дальше, тем быстрее. Число учёных и высококвалифицированных специалистов, которые уезжают из России, выросло с 14 тысяч в 2012 году до 70 тысяч. Согласно данным Долгушкина, с 1990 года, когда РФ занимала первое место в мире по численности учёных на душу населения, число исследователей уменьшилось с 992 тысяч до 348 тысяч. «То есть на 65%, две трети мы потеряли за три десятилетия», — пояснил учёный секретарь.
Люди с высшим образованием с трудом находят работу по специальности у себя на Родине, тысячи специалистов предпочитают искать лучшей доли за её пределами. Число учёных у нас уменьшается, специалисты оказываются невостребованными, в то время как в развитых странах им создают благоприятные возможности для работы. Что это — «случайная» недоработка властей, многолетнее забвение интересов науки, изъяны нашей сырьевой экономики, которую правительство уже не один десяток лет обещает перевести на инновационные рельсы, то есть дать работу тем, кто умеет работать головой? Почему в России сложилась ситуация «горя от ума», когда люди получают образование здесь, но не могут найти применение своим талантам в этой стране и вынуждены уезжать?
«В России достаточно высокий уровень образования. И высшего, и среднего специального. Особенно по таким направлениям, как математика, физика, химия, биология, медицина, информатика, естественные науки и т.д. Наши учебные заведения выпускают огромное число высококлассных специалистов. Но вот найти себе применение могут далеко не все. Отчасти происходящее связано с общей стагнацией и российской экономики, и российской прикладной науки. Отчасти определяется существенной «квалификационной ямой», когда полученные знания, навыки и опыт оказываются востребованными лишь частично. В итоге инженер или учёный с отменным образованием не способен реализовать свой потенциал полностью. Негативное влияние оказывает и высокая нагрузка на многих профильных специалистов. Российские врачи, учителя, представители иных специальностей трудятся много и крайне тяжело, получая за свою работу совсем незначительное вознаграждение. Есть и ещё один фактор, который заставляет многих талантливых учёных покидать Россию, — это невозможность в достаточной степени реализовать свой творческий потенциал», — сказал «Правде» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Зачастую западные университеты и лаборатории предлагают им гораздо лучшие условия для работы и развития своих идей, предоставляя всё необходимое, — лишь бы эти учёные создавали новый, неповторимый и востребованный продукт. И дело тут не всегда лишь в материальном вознаграждении — многие из «людей науки» относятся к деньгам с куда меньшим интересом, чем к возможности развивать свои научные идеи и реализовывать их в жизнь.
«К примеру, изобретатели графена, в значительной мере перевернувшего современные технологии и давшего толчок к развитию совершенно новых направлений в науке, технике и промышленности, Константин Новосёлов и Андрей Гейм, получившие за своё изобретение Нобелевскую премию, достаточно быстро уехали из России. Хотя им сулили немыслимые преференции и высокие зарплаты. Но зарубежные лаборатории предоставили им такие возможности для творчества, что предложение остаться работать в Сколкове было талантливыми изобретателями тут же отвергнуто», — отметил Алексей Коренев.
«Молодым специалистам непросто подняться вверх по карьерной лестнице в научном секторе: создаётся слишком мало проектов и рабочих мест. В то же время и Запад, и Азия динамично развивают научные направления и создают условия для иностранцев. Россия отстаёт, потому что не расходует средства на создание научной базы, не стимулирует молодых и перспективных специалистов, предпочитая пока «выезжать» на старом опыте и скопированных технологиях. Для того чтобы предотвратить «утечку мозгов» за рубеж, необходимо заново выстроить вертикаль взаимоотношений с вузами, чтобы позволить молодым специалистам не беспокоиться о рабочем месте после завершения обучения и о последующем заработке в обмен на сотрудничество и разработки», — поделилась своим мнением с «Правдой» старший аналитик Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
О необходимости создавать в России наиболее привлекательные условия для своих специалистов высокой квалификации российские власти трезвонят уже не один десяток лет. Но, кроме раздачи траченых молью обещаний, с которых ежегодно во время «общения с народом» сдувается пыль, ничего по сути не сделано. Пока не будет преодолена наша экономическая отсталость, пока стандарты жизни хотя бы отдалённо не приблизятся по комфорту к развитым странам, «мозги» (учёные ведь тоже люди) всё равно будут покидать пределы нашей недодержавы. Таков удел любой отставшей от цивилизованного мира страны.
«В целом тенденция к отъезду учёных в страны с более высоким уровнем жизни действительно имеет место. Связано это в первую очередь с более благоприятными условиями для занятий научной деятельностью в странах Запада. Тут и лучшие условия финансирования, и доступ к научной аппаратуре, и большие возможности для публикации в научных журналах. Лучшее финансирование обеспечивают не только более высокие бюджетные возможности государств, но и значительное участие в финансировании бизнеса. Если в России НИОКР на 70% оплачивает государство, выделяя на эти цели около 1% ВВП, то в США, например, доля частных инвесторов составляет около 50%. При этом финансирование науки составляет около 1,5% ВВП, который у США в номинальных цифрах на порядок больше. Кроме того, и сам уровень жизни выступает для учёных значимым фактором. Многие перемещаются в расчёте на натурализацию в странах Запада для себя и своих близких, за доступом к развитой системе господдержки и более востребованным образованием. Переломить эту тенденцию, насколько я понимаю, будет довольно сложно. Даже если баланс по экономике и уровню жизни между Россией и странами Запада будет выравниваться, это в любом случае не произойдёт быстро, так что ещё не одно поколение учёных предпочтёт отъезд», — отметил в беседе с «Правдой» Сергей Дроздов, эксперт ИК «Универ Капитал».