< Предыдущая | Следующая > |
---|
В Государственной думе по инициативе фракции КПРФ прошли парламентские слушания «Законодательное регулирование в сфере здравоохранения: необходимость или ожидание?». Депутаты-коммунисты пригласили к разговору своих коллег из других фракций, руководство профильного министерства, учёных, профсоюзных деятелей, представителей общественных объединений и др., чтобы совместно выработать предложения, как сохранить и укрепить здоровье нации. От решения этой архиважной задачи зависит само существование нашего государства.
Публикуем выдержки из выступлений участников форума.
Как выбраться из тупика
Геннадий ЗЮГАНОВ, Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме:
— Сегодня один из ключевых вопросов — законодательное регулирование в сфере здравоохранения. Это крайне важная тема. Мы проводим свои слушания на фоне Послания президента России. Оно прежде всего связано с тем, что в мире бушует системный кризис, стране брошены не только мировоззренческие, но и военные вызовы, и от нашей крепости духа и тела, от нашего образования, науки и здравоохранения зависит не только внутренняя стабильность, но и международная безопасность.
В связи с этим наша партия, которая имеет свою программу, имеет целый пакет законов и инициатив, уже обнародовала свой взгляд на этот кризис и свои предложения. В газете «Правда» и «Советская Россия» вышел Политический отчёт Центрального Комитета нашей партии. На съезде КПРФ мы утвердим свою стратегию и тактику и определим свои дальнейшие задачи. Эти задачи будут обязательны не только для партийного актива, но и для 11 тысяч депутатов, которые избраны по нашим спискам и при нашей самой активной поддержке. Мы обобщаем уникальный опыт работы коллективных и народных предприятий, которые стали лучшими в стране, опыт планового управления целого ряда крупных регионов, где добились хороших результатов, и для нас принципиально важно коллективно, вместе с нашими коллегами, которые работают в Государственной думе, министерствами и ведомствами выработать свою политику в социальной сфере.
Хочу напомнить, каким образом это выглядело в нашей с вами родной стране ещё недавно, когда мы жили в едином союзном Отечестве. Мы проиграли Крымскую войну прежде всего потому, что были малограмотной страной с плохим здоровьем: каждый второй не умел читать и писать, средняя продолжительность жизни в 1900 году в Российской империи была всего 32 года, мы отставали от США на 17 лет.
После Великого Октября были приняты исключительные меры по формированию принципиально иной политики, когда в центр были поставлены человек, его образование, наука и здравоохранение. Обратите внимание: даже после Второй мировой войны мы на главные статьи — образование, здравоохранение, культуру и искусство — тратили в 1950 году 28 процентов бюджета, в 1955 году — 27, а в 1965-м уже 38 процентов. Это предопределило наш космический взлёт и то, что страна удвоила численность своего населения, несмотря на огромные потери в войне. Более того, страна сумела всё сделать для того, чтобы здравоохранение у нас было одним из лучших, передовых. Наш опыт по диспансеризации и первичной медицинской поддержке изу-чали все страны. В своё вре-мя вице-президент США Альберт Гор заявил о том, что первичная медицина в Советской стране — самого высокого мирового стандарта. В 1967 году, когда отмечали 50-летие Советской власти, средняя продолжительность жизни в стране была 70 лет, а в Америке — 67.
После того как в 1991 году случилось насильственное встраивание нас в американизированный капитализм, в России затраты на социальные сферы уполовинились, а по многим другим показателям сократились гораздо больше. Сейчас возникает вопрос перед «партией власти», президентом и губернаторами: какой образ будущего надо строить для того, чтобы выжить в этом неспокойном и во многом враждебном мире? Я считаю, что без принципиально новой финансово-экономической политики, которая позволила бы создать уже завтра бюджет развития в 33 триллиона рублей, не обойтись. Такой бюджет должен быть.
Под него мы подготовили 12 специальных законов, их Николай Коломейцев — главный координатор работы фракции КПРФ — вносил на рассмотрение в Государственную думу несколько раз. К сожалению, даже закон о «детях войны» не приняли. А их осталось 11 миллионов и пенсия у них сегодня в деревне 7—9 тысяч рублей, а в городе — 12, максимум 15 тысяч. Это нищая норма не позволяет самым заслуженным нашим людям, которые не только победили, но и отстроили страну, выжить в нынешних условиях.
Мы подготовили документы и по проблемам демографии. Вместе с Академией наук провели крупнейший международный форум, приняли специальные рекомендации, которые отправили в правительство Мишустина. Оно будет отчитываться в Государственной думе, и мы надеемся, что при формировании нового трёхлетнего бюджета эти предложения будут обязательно учтены.
Нам с вами очень важно сегодня максимально обобщить уникальный опыт, который есть практически во всех регионах. Один из опытных хирургов Алексей Владимирович Куринный, представляющий в Думе Ульяновскую область, сформулировал и изложил эти предложения на пленарном заседании. Это совершенно профессиональный подход к решению данных проблем.
В целом, мы считаем, что эти слушания, которые проводит наша фракция в Государственной думе, могут лечь в основу формирования бюджета.
Моя личная точка зрения, точка зрения нашей партии: самый страшный вирус сегодня — это олигархический капитализм глобалистского американизированного толка, который, не считаясь ни с чем, готов целые народы и страны объявлять врагами, зажигать националистические пожары, как это происходит сегодня в Донбассе, угрожать целым народам только потому, что они не желают обслуживать их капиталы, их интересы.
Но нам всем, особенно молодёжи, надо помнить одну истину: от великого русского государствообразующего народа, от 190 народов, которые собрались под одним флагом, под одним знаменем на этих гигантских просторах от Чёрного и Балтийского морей до Тихого океана, нам досталась шестая часть суши. Это самое большое завоевание тысячелетнего государства, таких государств в мире всего с десяток. И чтобы осваивать, оберегать, окультуривать, обустраивать, беречь и охранять, надо, чтобы жили на этих просторах минимум 200 миллионов. А осталось 146. За два последних года мы потеряли ещё миллион. Это же три города с населением в 300 тысяч человек исчезли!
Начиная с 1991 года в результате слома культурных и исторических традиций, классного русско-советского образования, великолепного медицинского обслуживания только русские потеряли ровно 20 миллионов — больше, чем в годы войны с фашизмом. Дальнейшее убывание русского населения на просторах нашей страны означает распад этих территорий.
Поэтому вопрос политического здоровья, финансово-экономического курса, вопрос медицинского обслуживания, образования и науки приобретает для всех нас сейчас судьбоносный характер. И все толковые идеи, интересные предложения и опыт, которые сегодня будут представлены, мы положим на стол руководителям страны.
Наш Политический отчёт и доклад, где изложены главные проблемы и наши предложения по их решению, я отправил в эти дни по 270 адресам, включая президента, членов Совета безопасности, премьер-министра и всех министров, всех губернаторов и руководителей парламентов. Главный вывод: без социализации жизни, особого внимания к образованию, здравоохранению, науке, культуре и искусству нам не выбраться из того тупика, куда нас затолкали насильственно. Мы все ответственны за свою страну, и надеюсь, что нынешние слушания послужат дальнейшему укреплению наших общих позиций в решении этих насущных задач!
Мы теряем страну
Гузель УЛУМБЕКОВА, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранения:
— Говоря языком медицины, диагноз такой: состояние критическое, прогноз неблагоприятный.
Итак, демографический кризис и кризис здоровья населения. В 2020 году естественная убыль населения, то есть разница между родившимися и умершими, составила почти 700 тысяч человек плюс 100 тысяч мигрантов приехали, потеря населения страны — 600 тысяч. Каждый год, по средним прогнозам Росстата, до 2030 года мы будем терять порядка 530 тысяч человек, и, дай бог, приедут 200 тысяч мигрантов. До 2030 года мы потеряем почти 3 миллиона человек, и это ещё лучшие прогнозы.
Сегодня падение рождаемости такое же, как после развала Советского Союза. Если бы рождаемость осталась на уровне 1990 года, сегодня родилось бы детей на 11 миллионов больше. Нам нужны экстраординарные меры для того, чтобы увеличить рождение вторых и последующих детей. Для этого нужен рост доходов населения.
Следующий показатель — смертность населения. В 1990-е годы смертность была на уровне Польши и Чехии. Если бы она в России не возросла, нас бы было сегодня на 13 миллионов человек больше. В 2020 году смертность увеличилась на 18 процентов. Да, мы боролись с эпидемией коронавируса ценой героизма медицинских работников. Число умерших на 1 миллион населения от всех причин в нашей стране — 2 тысячи 200 человек. Это в три раза больше, чем в Германии и во Франции. Медицинские работники заплатили дорогую цену. По списку памяти это 1400 человек, что составляет 1,3 процента по отношению ко всем умершим от ковида, это больше, чем в любой другой стране.
В результате того, что в 2020 году резко возросла смертность населения, у нас увеличилось отставание от других стран по ожидаемой продолжительности жизни — ключевой характеристики здоровья населения страны. Мы в среднем живём на пять лет меньше, чем в новых странах Евросоюза, и на десять лет меньше, чем в старых его странах. При этом смертность мужчин трудоспособного возраста в расчёте на 100 тысяч населения соответствующего пола и возраста в нашей стране в три раза выше, чем в Европе, женщин — в два раза.
С 2000 года доходы населения в доле ВВП в Российской Федерации составляли 55 процентов, тогда как, например, в Польше они составляют 70 процентов. И в последние годы этот наш показатель у нас не растёт.
Давайте посмотрим, как последние годы мы финансируем здравоохранение. Оно редко понималось выше 3 процентов ВВП, в то время как в новых странах Евросоюза с 1990 года оно практически составляет 5 процентов ВВП, а в старых странах — в 2,4 раза больше.
Кроме недофинансирования нашей системы здравоохранения, от которого масса других проблем, в России ещё и реализовали бездумные губительные реформы. Начиная с 2012 года, при росте потока больных, мы потеряли 10 процентов своих мощностей и сокращали финансирование вплоть до 2018 года. В результате мы все силы отдали борьбе с эпидемией коронавируса, резервов у нас не осталось, мы обескровили себя. Отсюда такой рост смертности населения, в том числе и от других причин.
Надо знать имена, отчества и фамилии тех, кто в прошлом правительстве принимал эти решения и визировал их. Что сделали эти люди, что на их совести? Сократили 10 процентов мощностей нашего здравоохранения! Из 320 тысяч дополнительно умерших в нашей стране от всех причин в 2020 году 40 тысяч, считайте, на их совести.
У нас бесправное и униженное положение медицинских работников, тех, кто обеспечивает доступность медицинской помощи, тех, кто спасает здоровье и жизни людей. Базовые оклады врачей — от 12 до 35 тысяч рублей, и вдобавок они разнятся между регионами. В результате врачи и медицинские работники вынуждены ездить на заработки в другие регионы. 70 процентов врачей оказались в состоянии физического и психического истощения. В результате недофинансирования у нас дефицит кадров. В России обеспеченность врачами на тысячу населения меньше, чем в Германии и во многих других странах Европы. У нас обеспеченность койками в результате бездумных реформ стала на 16 процентов меньше, чем в Германии. Напомню: у нас поток больных людей больше и какие в России расстояния! Соответственно нужны и другие мощности. А какой бюджет был принят этой Думой?.. В итоге финансирование здравоохранения с 2020 до 2023 года сократится на 4 процента. Как будем лечить?
Есть основополагающий документ — июльский указ президента. Что в нём написано? Сохранение здоровья и благополучия людей. Те предложения, которые я сейчас назову, поступили от большинства медицинского сообщества, пациентских ассоциаций, членов Российской академии наук, руководителей региональных органов здравоохранения. Мы собрали более трёх тысяч писем, в которых поставлены неотложные задачи. Это централизация управления здравоохранением во главе с минздравом России. И главное — увеличение финансирования здравоохранения до 5 процентов валового внутреннего продукта. К 2024 году нам нужно 7 триллионов рублей в текущих ценах. Это 520 миллиардов рублей каждый год дополнительно к базе предыдущего года, 60 процентов из которых должно пойти на увеличение оплаты труда медицинских работников.
Меня спрашивают: а где взять деньги? Доля золотовалютных резервов нашей страны в валовом внутреннем продукте — 40 процентов, а во всех других странах — 20 процентов. И если бы мы тратили 20 процентов ВВП от золотовалютных резервов, мы бы нашли эти несчастные 520 миллиардов рублей. Так что деньги есть. Не надо входить в положение финансово-экономического блока, надо войти в положение народа. Мы теряем страну. Умирают наши люди.
Семь процентов на здоровье
Алексей КУРИННЫЙ, член комитета Госдумы по охране здоровья:
— Если говорить языком цифр, то потери ВВП от некачественного здравоохранения и отсутствия профилактики составляют 15—20 процентов. На этом мы теряем 20 триллионов рублей в год. По итогам 2020 года у нас естественная убыль — 688 тысяч человек. По соответствующему рейтинговому интегральному показателю Россия всё дальше и дальше скатывается вниз. В 2019 году мы были на 95-м месте, рядом с Нигерией и Алжиром. По ожидаемой продолжительности жизни разница с ведущими странами Европы — 10 лет. При этом стандартизированные коэффициенты, например смертности от болезней системы кровообращения, у нас в 2 раза выше, от онкологии — в 1,5 раза, от инфекционных заболеваний — в 3 раза выше, чем в тех же странах Европы. Общая заболеваемость при этом растёт. С 1990 года она возросла на 51 процент. А число медицинских работников постоянно падает, нагрузка на них увеличивается.
Ключевой показатель — финансирование здравоохранения. В 2020 году в связи с коронавирусом был его подъём, а затем опять падение до 3,6 процента от ВВП в 2023 году. ВОЗ же говорит о 7 процентах — только тогда можно говорить о более-менее качественной современной медицине. Иначе ничего не выйдет!
При этом на фоне падения доходов граждан каждый год растёт их личный вклад в эту систему. По итогам 2020 года 2 триллиона рублей наши нищающие граждане вынуждены были заплатить за нашу так называемую бесплатную медицину, потому что за большую часть услуг, входящих в состав бесплатных, из-за их недоступности людям приходится платить, обращаясь к коммерсанту от медицины.
Недопустимо низкое сегодня финансирование обеспечения необходимыми лекарствами. Всего 20 процентов от потребности. Это вообще несопоставимо со всеми остальными странами. Здравоохранение в Российской Федерации находится в глубоком кризисе.
Что предлагает фракция КПРФ? В течение трёх лет достичь этих 7 процентов. И наши регулярные поправки к закону о бюджете, наш законопроект о государственном планировании в сфере охраны здоровья граждан, который недавно был отклонён парламентским большинством, направлены именно на это.
Нужно ограничить платные услуги во всех государственных учреждениях здравоохранения и отделить их от бесплатных.
Следующий момент. Это воссоздание единой государственной системы здравоохранения, где объёмы и качество медицинской помощи не должны зависеть от места проживания. Такой наш законопроект совсем недавно опять был отклонён. Мы, конечно, его внесём повторно, но факт остаётся фактом.
Необходимо также на первом этапе объединить территориальные фонды обязательного медицинского страхования в единую систему и полностью исключить страховые компании из этой системы, которые съедают по 25—30 миллиардов рублей в год. Это колоссальная сумма за фактически сервисные функции, потому что никаких страховых рисков эти компании не несут. Они только называются страховыми.
Нужно обеспечить финансирование части государственных медицинских организаций в сельской местности по потребности, а не по финансовой модели «деньги идут за пациентом». И это наше предложение было отклонено.
Мы настаиваем на том, что должны быть восстановлены все льготы для медицинских работников, которые были ликвидированы в 2005 году. То есть то, что было когда-то бесплатным — жильё, отопление, освещение, теперь этого нет. Всё это заменили 300—400 рублями поддержки.
Требуем восстановить отраслевую систему оплаты труда. Ещё осенью прошедшего года она должна была быть внедрена. Ведь если увеличить базовые оклады и не увеличить фонд оплаты труда, никакого эффекта не будет, заработная плата останется той же. И мы получим очередной обман, с которым медики уже столкнулись, когда их стали нагружать работой на две ставки и говорить им: смотрите, как у вас заработная плата растёт. А в итоге люди в государственных медучреждениях истощаются, выгорают, превращаясь в каких-то роботов, или же уходят в частную медицину.
Нужно внедрить федеральные нормативы, определяющие нагрузку. В одних регионах один хирург на 20 коек, а в других — на 40 коек.
Мы требуем вернуть прежние условия выхода на досрочную пенсию для всех медицинских работников.
Естественно, необходимы изменения в кадровой системе. Это увеличение плана подготовки необходимых медицинских специалистов с прогнозом на 10—20 лет.
Не обойтись без возрождения механизма обязательной последипломной подготовки молодых врачей.
Нужно внедрить единую государственную систему обязательного лекарственного обеспечения и страхования всех граждан, независимо от дохода и места жительства. Иначе не получится никакого увеличения продолжительности жизни.
Естественно, следует прекратить безумную оптимизацию медицинских учреждений. На этом мы настаиваем и дополнительно требуем закрепить обязательное на то согласие не только местных депутатов, но и населения.
Необходима и полновесная программа модернизации и реконструкции медучреждений, обеспечивающая жителей необходимой современной инфраструктурой здравоохранения.
Нужно ввести сплошную диспансеризацию на предприятиях и в учреждениях образования. Этот базовый элемент у нас выпал полностью. Многие же помнят прекрасный советский опыт.
Ничего не получится и без реализации федеральных целевых программ, направленных на развитие отечественной медицинской промышленности и производства лекарств. Вы видите, какое значение сегодня имеют современные медицинские технологии, приборы и лекарства. И не иметь возможности их производить в нашей стране — значит не просто зависеть от западных стран, это ещё и нести колоссальные финансовые потери. Нам же всё это продают втридорога.
Пропаганда здорового образа жизни, создание для этого необходимых условий должны стать важнейшими приоритетами государства. От этого будет зависеть половина успеха.
Это наш план действий, который, безусловно, войдёт в программу КПРФ на предстоящих выборах в Государственную думу.
Пандемия — не повод нарушать закон
Семён МАНДРАКОВ, прокурор отдела управления по надзору за соблюдением прав граждан, интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ:
— Вопрос исполнения законодательства об основах охраны здоровья и соблюдения прав граждан на доступную медицинскую помощь и лекарственное обеспечение находится под постоянным контролем Генеральной прокуратуры и органов прокуратуры субъектов Российской Федерации.
В сфере здравоохранения прокурорами в 2020 году было выявлено свыше 87 тысяч нарушений закона. Для их устранения внесено более 22 тысяч представлений, в суды направлено 12 тысяч исковых заявлений, объявлено 4 тысячи предостережений о недопустимости нарушения закона.
По протестам прокуроров отменено 807 незаконных правовых актов. По инициативе прокуроров свыше 3 тысяч лиц привлечены к административной ответственности, 19 тысяч лиц — к дисциплинарной ответственности. По материалам прокурорских проверок возбуждено 241 уголовное дело.
Мерами прокурорского реагирования обеспечены выплаты медицинским работникам средств стимулирующего характера на сумму 2,6 миллиарда рублей. Основаниями для внесения актов прокурорского реагирования в региональные правительства, в органы учреждения, здравоохранения послужили нарушения сроков и порядка оказания медицинской помощи и обеспечения граждан лекарственными препаратами, превышение нормативов времени прибытия бригад скорой медицинской помощи к пациентам, длительное неинформирование граждан о результатах тестирования, нехватка средств индивидуальной защиты для медицинского персонала, дефицит свободного коечного фонда.
Повсеместно пресекались нарушения порядка ценообразования и обеспечения минимального перечня лекарственных средств в деятельности аптечных организаций.
Внимание прокуроров уделено и нормативно-правовой базе в сферах здравоохранения. Например, по протестам прокуратуры Владимирской области отменён содержавшийся в постановлении регионального органа здравоохранения запрет на плановую госпитализацию с онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями в условиях распространения коронавирусной инфекции.
По протесту прокуратуры Республики Карелия изменён приказ республиканского министерства здравоохранения, которым необоснованно ограничивалось право ряда категорий медицинских работников на получение выплат стимулирующего характера.
Прокуратурой Пермского края в судебном порядке оспорена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2021 год в связи с занижением нормативов финансовых затрат на медицинскую помощь.
А по протесту прокуратуры Костромской области аналогичные нормативы региональной программы на 2021 год приведены в соответствие с федеральными значениями.
В период распространения коронавирусной инфекции прокурорами повсеместно принимались меры реагирования по фактам нарушения учреждениями здравоохранения сроков оказания медицинской помощи, в том числе скорой и неотложной.
Например, по материалам прокурорской проверки в Ханты-Мансийском автономном округе возбуждено и расследуется уголовное дело по факту неоказания в городской больнице медицинской помощи больному коронавирусной инфекцией, повлёкшей его смерть.
Ненадлежащее лекарственное обеспечение больных, проходящих лечение амбулаторно, и рост числа льготных рецептов, находящихся на срочном обеспечении, послужили основанием для мер реагирования в Забайкальском крае и во Владимирской, Волгоградской, Ярославской областях.
Внимание органов прокуратуры уделено вопросам борьбы с контрафактной фармацевтической продукцией. Например, в рамках разработанной прокуратурой Свердловской области программы «Барьер» выявлены и документально зафиксированы криминальные схемы реализации «серых» онкопрепаратов. В связи с этим приняты меры прокурорского реагирования, позволившие предотвратить поступление контрафактных лекарств пациентам.
Генеральной прокуратурой создана группа по противодействию незаконному обороту лекарственных средств. Участниками группы оценено негативное влияние на правоприменительную практику действующего в настоящее время пункта 3 примечания к статье 2381 Уголовного кодекса Российской Федерации, которым фактически декриминализованы ввоз в страну и дальнейший сбыт незарегистрированных лекарственных средств, безопасность которых законом не подтверждена. Законопроект об изменении указанной нормы разработан минздравом России и 25 января внесён в правительство.
Лекарственный хаос
Павел ВОРОБЬЁВ, профессор, председатель правления Московского городского научного общества терапевтов:
— Недавно прошло заседание Формулярного комитета минздрава России. На нём выступали представители регионов, они отметили чрезвычайно неблагоприятную ситуацию с лекарственным обеспечением населения и говорили в основном про системные ошибки, которые привели к этому. Вот некоторые факты.
Монетизация льгот. Федеральные деньги на лекарства идут через Пенсионный фонд, в отдельных регионах до 80 процентов этих денег уходит в карман пациента, а не на лекарства, а потом эти же люди приходят и получают лекарства за счёт регионального бюджета. В Пенсионном фонде огромное количество «мёртвых душ», на которые тоже расходуются эти деньги.
Высокозатратные лекарства, которые раньше именовались «семь нозологий». Программа работает 15 лет. Сейчас забрали огромные объёмы затрат у регионов, надо бы радоваться. Не получается, проблема на проблеме. Например, сейчас больные гемофилией из-за неразберихи не могут месяцами получить лекарственные средства, которые им нужны ежедневно. Ситуация отброшена к середине нулевых годов. Вмешались благотворительные фонды, так как государство не справляется.
Ценообразование. Цены на основные лекарства регулируются во всём мире. Но мы изобрели собственную систему. Результат известен. В аптеках страны длительно отсутствуют 44 препарата, из них 14 — это абсолютно необходимые средства для лечения массовых опухолей. Долгое время у нас не было ряда дешёвых препаратов, которые исчезли из-за странной системы ценообразования.
Редкие препараты, которые больные получают амбулаторно, нельзя использовать в стационаре, и стационар, естественно, орфанные препараты не закупает — это дорого и неэффективно. Никакого экстренного запаса лекарств для таких случаев не предусмотрено.
Необоснованная сложность закупок для государственных нужд, а не для удовлетворения потребности населения. Всё это дополнительные риски для больных, для поставщиков лекарств, для производителей и органов власти. Всё это ведёт к хаосу в системе лекарственного обеспечения.
По оценкам различных экспертов, затраты на лекарства в 2020 году составили 1,7 триллиона рублей. Это касается всех каналов финансирования, включая «карман пациентов».
Наши эксперты Формулярного комитета провели моделирование с использованием современных методов анализа по 750 наименованиям лекарственных средств, удалив из списка все препараты с недоказанной эффективностью и с учётом цен реальных государственных закупок. Добавили к этому вакцины, расходные материалы, лечебное питание, реактивы, рентгеновскую плёнку, средства по уходу для стационарного и амбулаторного этапа. И оказалось, что для удовлетворения потребности всего населения в лекарствах надо 0,7 триллиона рублей, а не 1,7. Куда же идёт дополнительный триллион? Часть — на ненужные лекарства. Но большая часть — на реализацию коррупционных схем. И аресты последнего месяца, уверен, это лишь верхушка айсберга.
Отсутствие прозрачности в системе лекарственного обеспечения является главной причиной коррупции. Помочь может появление национальной системы здравоохранения. Правила должны определяться не разрозненными законами, нередко противоречащими друг другу, а единым медицинским кодексом.
«Действие»предлагает
Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей КОНОВАЛ поднял вопрос оплаты труда медиков. Он считает, что доверять официальным отчётам региональных властей по «майским указам» президента России бессмысленно, поскольку они исходят из расчёта средних зарплат не на одну ставку, а с учётом всех огромных переработок медработников. В перерасчёте же на ставку размер зарплаты, например, врача-терапевта районной больницы может составлять сумму менее 20 тысяч рублей, а установленные «майскими указами» 200 процентов от средней зарплаты по региону для подавляющего большинства специалистов оказались недостижимыми.
Разница в зарплатах врачей, работающих на одну ставку, даже в рамках одного региона порой бывает двукратной. Размеры должностных окладов врачей в регионах колеблются от 9100 рублей, как, например, в Мурманской области, до более чем 40 тысяч рублей в Севастополе.
— Новая отраслевая система оплаты труда в здравоохранении должна базироваться на высоких должностных окладах, гарантированно обеспечивающих достойный труд медработников, — заявил А. Коновал. — Для врачей, например, не менее
150 процентов от среднего трудового дохода по стране. Это значит, если учитывать данные Росстата за прошлый год, не менее 61 тысячи рублей. Такие оклады должны быть гарантированы по всей стране независимо от того, в каком регионе трудится врач. Остальное — компенсационные и стимулирующие надбавки.
Сопредседатель профсоюза также сообщил, что предложения «Действия» по созданию новой отраслевой системы оплаты труда уже направлены президенту, правительству, в Совет Федерации и в Государственную думу.
В частности, профсоюз предлагает разработать новую отраслевую систему оплаты труда до 1 сентября 2021 года. В период с 1 сентября и до конца года предлагается принять меры по её законодательному и бюджетному обеспечению, а с 1 января 2022 года начать внедрение новой системы оплаты труда в субъектах РФ.
Профсоюз «Действие» критически оценивает подход минздрава России к компенсационным выплатам в структуре зарплаты медиков, которые, как считают чиновники от медицины, не должны превышать 10—15 процентов.
Максимальную долю компенсационных выплат по отношению к должностному окладу или в структуре заработной платы не устанавливать, предлагает профсоюз «Действие», поскольку указанные выплаты направлены на возмещение вреда здоровью работника в условиях, отклоняющихся от нормальных, а следовательно, не могут быть ограничены искусственно установленными критериями, не имеющими отношения к оценке степени вредности условий труда.
После повышения окладов всем категориям медработников в несколько раз с их ежегодной индексацией «Действие» предлагает законодательно установить максимальный коэффициент совместительства для медицинских работников и водителей автомобилей «скорой помощи» на отметке 1,25. При производственной необходимости к работе сверх 1,25 ставки предлагается привлекать персонал в порядке, предусмотренном ст. 99, 113 Трудового кодекса, с оплатой труда в повышенном размере.
В число показателей эффективности деятельности руководителей учреждений здравоохранения и глав субъектов РФ предложено включить следующие критерии:
1) величина среднего по учреждению коэффициента работы по совместительству — не более 1,2;
2) величина среднего по учреждению коэффициента дополнительной работы, предусмотренной статьёй 60.2 ТК РФ (совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объёма работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором), — не более 1,2;
3) кадровая обеспеченность учреждения медицинскими работниками в соответствии со штатным расписанием — коэффициент не менее 0,9;
4) соблюдение требований профстандартов, федеральных порядков оказания медицинской помощи, рекомендованных штатных нормативов и иных норм, определяющих кадровый состав учреждений здравоохранения и их структурных подразделений. В качестве количественного индикатора профсоюз медиков предлагает взять число предписаний надзорных органов и судебных решений по устранению нарушений законодательства в этих вопросах.
«Действие» также настаивает на изменении в методике формирования статистической отчётности по исполнению указа президента №597 от 7 мая 2012 года, дополнив её показателем средних зарплат по категориям работников бюджетной сферы из расчёта на одну ставку.
Деформации рынка
Николай ЗУБРИЛИН, руководитель фракции КПРФ в Московской городской думе:
— Проводимая оптимизация медицины — это не что иное, как скрытый механизм перевода государственного здравоохранения на коммерческую основу.
Мы это критиковали семь лет назад, критиковали сегодня и будем критиковать дальше. В капиталистических рыночных условиях не нужно переводить для конкуренции государственное здравоохранение в частное. Тогда будут лишь частные компании конкурировать между собой и делить доходы. А должна быть настоящая конкуренция между разными экономическими системами: между коммерческой медициной и государственной. Значит, элементов платных услуг в государственных поликлиниках быть не должно. Государственная медицина должна предоставлять полный объём услуг. А вы, господа предприниматели, берите займы в банке, стройте свои поликлиники, и пусть кто хочет, тот и получает у вас услуги за свои деньги. Государственная же медицина должна оставаться для людей как имущественное социальное наследие Советского Союза.
В каждой поликлинике и больнице есть свой трудовой коллектив в соответствии со штатным расписанием. Что сегодня происходит? Сейчас главврачам даны полномочия, чтобы формировать кадровую политику, увольнять, сокращать и набирать новых сотрудников. А в советское время особое участие в этом принимали все люди, потому что это считалось святым. Каждый врач, в том числе и сельский фельдшер, был очень уважаемым человеком. И сегодня они остаются таковыми, но, к сожалению, рыночные механизмы и введение платных услуг деформируют профессионализм некоторых недобросовестных сотрудников.
Поликлиники и больницы привыкли к бесконтрольности. Их работой редко интересуются депутаты и общественники. Буквально на днях представители нашей фракции КПРФ в Мосгордуме после многочисленных жалоб, поступивших от пациентов и от самого трудового коллектива, посетили московскую поликлинику №175. Оказалось, что там существует клан главного врача. И представители этого клана ходили хвостом за нашей делегацией, бросив свои рабочие места. Вели себя по-хамски развязно. У депутатов Мосгордумы не было возможности поговорить с главврачом. Мы ждали час, чтобы он нас принял. Это что за группировка такая? Нужно там решать кадровый вопрос в руководстве.
Начиная с прошлой весны из этой поликлиники было уволено 220 медработников. А общее число уволенных, включая инженерно-технических сотрудников, — 379 человек! Где такое видано?
Всё это говорит о том, что в нашей медицине очень серьёзные проблемы. Хотя уве-рен, что большинство медиков — это добросовестные достойные работники здравоохранения.
На карту поставлена жизнь
Сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий ЖУЛЁВ затронул проблему нормативно-правового регулирования лекарственного обеспечения. Он обратил внимание на длительный путь, который должен пройти лекарственный препарат для того, чтобы оказаться в государственной системе гарантий. А ведь появление новых препаратов — это спасённые жизни. И здесь счёт иногда идёт на дни.
— Мы рекомендуем Государственной думе обсудить механизм повышения доступности пациентоориентированных инноваций, — заметил Ю. Жулёв. — Мы свои предложения подавали, у нас есть дорожная карта, как сократить путь от разработки лекарственного препарата к пациенту.
Следующий момент, который, на наш взгляд, является пробелом в нормативно-правовом регулировании, — это регистры. Мы полностью поддержали проект создания единого регистра льготных категорий граждан. К нему бы, конечно, ещё финансирование добавить. Без этого доступность не повысится. Но если говорить о клинических регистрах, от которых зависит грамотное планирование деятельности системы здравоохранения, то нормативная база здесь полностью отсутствует. Это отдано на откуп частным инициативам, внебюджетному финансированию.
Нас волнует формирование перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и перечня высокозатратных нозологий. Мы видим тут очень жёсткие бюджетные ограничения, которые выбивают практически целый пул лекарственных препаратов из программы госгарантий.
Необходима общая реформа льготного лекарственного обеспечения. Мы не должны привязываться к какому-то статусу, например, инвалидов или льготных категорий, нам надо лечить по факту заболевания на самом раннем этапе для того, чтобы профилактировать инвалидизацию, а не начинать лечить тогда, когда она настала. Мы не говорим об отмене льгот, мы говорим о расширении льготной категории граждан.
Конечно же, вопрос финансирования должен стоять первым. Не может быть эффективной системы льготного лекарственного обеспечения без достаточного финансирования.
Заключительный момент — это контроль. У нас статистика искажённая. С одной стороны, вроде бы 0,1 отсроченных рецептов в регионе, на самом деле врачам запрещено выписывать льготные рецепты, если препарата нет на складе, более того, в электронных системах выписки стоит блок, просто врач физически не может через такую электронную систему выписать этот рецепт. Это королевство кривых зеркал. Более того, получается так, что мы наказываем честные регионы, те, которые реально показывают процент отсроченных рецептов, к ним больше всего внимания, потому что якобы они хуже всех. На самом деле это не очень справедливо.
Даже самая благополучная федеральная программа высокозатратных нозологий испытывает очень серьёзные трудности. Впереди у нас — закон о бюджете. По нашим расчётам, дефицит бюджета по этой программе составляет около 20 миллиардов рублей. Начиналась эта программа с 18 тысяч пациентов, сейчас в ней 232 тысячи человек. Это всё спасённые жизни. Но индексация бюджета все эти годы серьёзно опаздывала за ростом регистра пациентов.
Рвётся между полюсами
Николай ОСАДЧИЙ, член комитета Госдумы по охране здоровья:
— Хотел бы остановиться на кадровой проблеме, поскольку она одна из ключевых. У меня 35-летний стаж преподавания в медицинском вузе. Я видел много поколений студентов за это время, и хочу сказать, что они разные, они отражают свои эпохи.
Помню, в 1980-е годы у студентов был огромный интерес не только к медицине, но и ко всему, что вообще происходит на белом свете. Они очень много читали дополнительной литературы — и художественной, и научной.
Помню и 1990-е годы, когда маститые профессора, преподаватели, мои коллеги говорили: мы с ужасом думаем, а кто же нас будет лечить? Потому что в те годы пошёл вал людей, для которых главным было только получить диплом и хорошо устроиться в жизни.
Сегодня колоссальная проблема, которая носит системный характер: у нас врачи, медицинские работники буквально разрываются между клятвой Гиппократа, призывающей к милосердию, гуманизму, помощи, и законами рынка, диктующими установку на получение от своей работы максимального дохода.
И вся система здравоохранения между этими двумя полюсами у нас рвётся. Сегодня в России острый дефицит медицинских работников. На конец 2019 года у нас в стране было 714 тысяч врачей и 1,5 миллиона человек среднего медицинского персонала. По данным минздрава, не хватает около 25 тысяч врачей первичного звена и 130 тысяч работников среднего медицинского персонала. Однако эксперты говорят, что врачей нужно минимум на 50 процентов больше, чем имеется сейчас, а медсестёр и фельдшеров — в два раза больше.
Каким образом дефицит восполнять? Есть программы «Земский доктор», «Земский фельдшер». Но они, по сути, представляют собой тришкин кафтан, когда из одного региона или района специалисты переезжают в другой, потому что там создаются более выгодные условия. Общее же число медицинских работников от этого не увеличивается.
Есть ещё такой путь: увеличение целевого набора. Например, на Кубани, которую я представляю, с 2004 года есть программа «Врачебные кадры для сельского здравоохранения». За эти годы мы подготовили дополнительно 750 человек за счёт краевого бюджета. Но подобные факты редки. Программу же эту через пять лет после старта в 2009 году собирались закрыть, но наша фракция встала буквально на дыбы и потребовала её сохранить. Она до сих пор, слава богу, действует.
На сегодняшний день в России 57 медицинских вузов и 37 медицинских факультетов в системе минобразования. Ежегодно выпускаются десятки тысяч специалистов. Ещё 450 колледжей готовят у нас медиков и фармацевтов, но чтобы молодёжь выбирала медицинскую профессию, нужно решить вопрос с дополнительными социальными мотивациями. Это хорошая стартовая зарплата и гарантии жилья. И, конечно, нужно вместе со СМИ поработать над тем, чтобы престиж профессии поднять.
Нужно поднять и базовые оклады медицинских работников. Напомню, что буквально несколько дней назад наша фракция отстаивала закон, увеличивающий как минимум до двух МРОТ базовые оклады, на заседании Госдумы. И, как всегда, нас не поддержало парламентское большинство.
У нас, к сожалению, несколько лет назад была отменена интернатура. Мы полагаем, что её надо всё-таки вернуть для всех специальностей.
Считаю, что должен быть введён институт оплачиваемого наставничества, потому что без этого хорошо подготовить к работе молодых людей невозможно.
И ещё. Не хватает постоянной связи образовательного процесса с врачебной практикой. Нужно, чтобы каждый медицинский вуз имел свою многопрофильную клинику с самыми передовыми технологиями. У нас такой опыт есть в Москве, в Казани, на Дальнем Востоке. Он должен быть распространён.
* * *
По итогам парламентских слушаний были подготовлены рекомендации правительству РФ и региональным органам власти. Участники форума рекомендуют:
— В течение трёх лет довести государственное финансирование здравоохранения до показателя не менее 7% от ВВП;
— Ограничить платные услуги во всех государственных учреждениях здравоохранения, нормативно отделив их от бесплатных, гарантированных государством;
— Воссоздать единую государственную систему здравоохранения, где объём и качество оказываемой медицинской помощи не должны зависеть от доходов и места проживания гражданина;
— Территориальные фонды обязательного медицинского страхования должны быть объединены в единую централизованную систему;
— Полностью исключить страховые компании из системы оказания государственной медицинской помощи;
— Обеспечить финансирование части государственных медицинских организаций в сельской местности по потребности, независимо от числа прикреплённого населения;
— Восстановить отраслевую систему оплаты труда работников здравоохранения с твёрдой окладной частью, независимо от региона проживания;
— Внедрить федеральные нормативы, определяющие нагрузку медицинских работников;
— Восстановить все льготы для медицинских работников в сельской местности;
— Вернуть прежние условия (до пенсионной реформы) выхода на досрочную пенсию медицинским работникам;
— Увеличить план подготовки необходимых медицинских специалистов, предусмотрев его действие на 10—20 лет вперёд;
— Возвратить механизм обязательной последипломной подготовки врача от 1 до 5 лет;
— Внедрить в Российской Федерации единую государственную систему обязательного лекарственного обеспечения (страхования) всех граждан: независимо от доходов и места проживания каждый россиянин должен иметь право на бесплатное получение необходимых лекарств;
— Прекратить бездумную оптимизацию медицинских учреждений. Ликвидация или реорганизация государственной медицинской организации, расположенной в сельской местности, недопустима без согласия граждан, ею обслуживаемых;
— Обеспечить жителей (особенно села) необходимой современной инфраструктурой здравоохранения, включая современные медицинские дистанционные технологии;
— Ввести сплошную диспансеризацию на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности, восстановить структуры здравоохранения на крупных производствах и в образовательных организациях, с регулярными профилактическими осмотрами;
— Принять и реализовать полноценную государственную программу модернизации (касающуюся не только первичного звена) с целевым показателем исполнения в 95 процентов к 2024 году по капитальному ремонту, реконструкции и строительству лечебно-профилактических учреждений за счёт федерального бюджета;
— Реализовать федеральные целевые программы, направленные на развитие отечественной медицинской промышленности и производства необходимых лекарств с реальным финансовым обеспечением;
— Определить пропаганду здорового образа жизни и создание для этого необходимых условий важнейшими приоритетами государства;
— При формировании региональных бюджетов исходить из признания здравоохранения одним из главных приоритетов государственной политики;
— Полностью прекратить практику формирования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с дефицитом;
— Обеспечить возвращение ранее отменённых региональных мер социальной поддержки медицинских работников.