Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » "Качественное образование — залог светлого будущего". Репортаж с круглого стола в газете "Правда"
Воскресенье, 24 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

"Качественное образование — залог светлого будущего". Репортаж с круглого стола в газете "Правда"

Печать

В канун Дня знаний, 31 августа, в редакции газеты «Правда» состоялся «круглый стол» по крайне актуальной теме «Российская система образования: проблемы и задачи». Организаторами мероприятия выступили заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, секретарь ЦК КПРФ М.В. Дробот и заместитель председателя комитета Государственной думы по молодёжной политике, первый секретарь ЦК ЛКСМ РФ, секретарь ЦК КПРФ В.П. Исаков.


 

Во вступительном слове М.В. Дробот отметила, что более ста лет назад Советская власть понимала важность образования для масс и уже с первых дней поставила задачу воспитания не потребителей, а творческих и умных людей. Именно по этой причине был издан одним из первых Декрет о борьбе с неграмотностью, благодаря которому удалось резко поднять уровень всеобщей грамотности населения: с 20% до более 90%. Она процитировала Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова, который неоднократно отмечал, что Великую Отечественную войну СССР выиграл благодаря советскому учителю и образованию. Поэтому вопрос образования всегда актуален, особенно сейчас.

В.П. Исаков также провёл исторические параллели: «Когда Гагарин полетел в космос, в США была проведена большая работа по выявлению причины: почему он стал первым. Вывод: СССР опередил США по качеству образования». И не поспоришь: в то время и правда советская образовательная система обходила по своему качеству американскую, что и привело к таким потрясающим результатам.

В нынешнее время в образовании регулярно выявляются проблемы. Начинаются они с серьёзных трат родителей на сбор и подготовку детей к школе и продолжаются тотальными сокращениями учителей, а также более масштабными проблемами, такими как необдуманные слияния гуманитарных вузов с политехническими. Учителя также страдают от низких зарплат, а незначительно повысить их удалось только ценой пресловутых «оптимизаций», то есть сокращений.

Владимир Исаков напомнил, что вопрос об отходе от «болонской системы» в первые месяцы после начала специальной военной операции на Украине постоянно поднимался, в том числе и на высоком уровне. Так, министр высшего образования и науки В.Н. Фальков заявлял об этом в Госдуме, но, вероятнее всего, ни о каком реальном отходе от «болонки» речи не идёт. «Если сейчас не бить в набат и ничего не говорить о кризисной ситуации в образовании, то она будет только усугубляться», — констатировал лидер Ленинского комсомола.

Свой доклад заместитель председателя Московской областной думы, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме кандидат социологических наук А.А. Наумов начал с вопроса об истоках падения качества отечественного образования. Этот процесс начался ещё в 1991 году, после развала СССР, что привело к губительным ударам по советской системе образования. Её качество в нашей стране было отдано на откуп «западным партнёрам» с целью наладить с ними отношения. По итогу получился уродливый симбиоз дореволюционного и западного образования с немногими остатками того, что не удалось добить из советской системы.

Помимо этого, выступавший рассказал о ситуации с образованием в Московской области. Например, в рамках «оптимизации» бывает, что ученикам приходится ехать до ближайшей школы 37 км! Также он указал на проблему с таким предметом, как технология, который даёт школьникам в большей степени теоретические, а не практические знания. В целом все те проблемы, которые затронул руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, касаются не только Московской области, но и других регионов нашей страны.

Первый секретарь Королёвского горкома КПРФ, руководитель фракции КПРФ в городском Совете депутатов С.А. Петрова комплексно рассмотрела вопрос о проблемах образования. По мнению выступавшей, для неё идеальный директор образовательного учреждения должен быть зрелым, грамотным и патриотически настроенным. Именно с такими качествами руководитель сможет поддерживать образовательный процесс в порядке.

Указала Петрова и на проблемы во взаимоотношениях учителей и учеников: в современной России профессия учителя потеряла статус престижной, в связи с чем ученики перестали уважать учителей. Эта негативная тенденция ведёт к тому, что учащиеся просто не будут усваивать новый материал и не смогут гармонично развиваться как личности. К сожалению, сейчас конфронтация между учителями и учениками стала обыденностью.

Заведующая кафедрой социально-культурной деятельности Орловского государственного института культуры, доцент, кандидат политических наук Л.Н. Орлова в своём докладе отметила важность идеологии в образовательном процессе, каким бы негативным ни было отношение к этому понятию в обществе. Она привела в пример пионерскую организацию «Орлята» в Орловской области, которую чудом удалось сохранить в 1990-е годы. В основу развития организации были поставлены несколько принципов: формирование гражданина-патриота, человека труда и интернациональное воспитание.

Что касается формирования гражданина-патриота, а этот принцип всё-таки реализовать сложнее всего, то в «Орлятах» это внедряется детям в игровой форме. То есть назначается знамённая группа, барабанщики, на ребят накладывается определённая ответственность за знамя, символику организации, и они этим гордятся. Выступавшая сделала вывод, что без тех принципов, которые она перечислила, невозможно воспитать человека-созидателя и идеология играет в этом процессе отнюдь не последнюю роль.

Юрист, основатель проекта «Школа детской «Без опасности» Е.В. Шумякина обратила внимание на то, что в рамках программы школьного предмета ОБЖ детей не учат тому, как им надо вести себя в экстремальных ситуациях, особенно в случаях, когда они остаются одни дома или же когда к ним подходят поговорить незнакомые люди с недобрыми намерениями. То есть вопрос личной безопасности отдельного ребёнка в школе игнорируется.

Поэтому Шумякина сама взялась за реализацию проекта, который поможет обезопасить жизнь детям в экстремальных ситуациях. В конце своего выступления она отметила, что подобные проекты должны создаваться и функционировать в рамках образовательной системы.

Депутат Законодательного собрания Пермского края Д.Д. Кожанов рассказал о современных приоритетах системы образования в Пермском крае. В своём докладе он сделал упор на воспитание, которое основывается на гражданственности и патриотизме. Помимо этого, создаются условия для самореализации детей: проводятся конкурсы, олимпиады. Также уделяется внимание формированию культуры воспитания и повышению информационной грамотности в рамках цифровизации. К процессу цифровизации можно относиться по-разному, но, так или иначе, за ним будущее.

К сожалению, отметил выступавший, существует проблема вовлечённости детей в программу воспитания, поэтому следует менять подходы в рамках этого направления. Что касается курсов профориентации, то они крайне необходимы. Сейчас это актуально из-за того, что немало выпускников не знают, куда им идти после школы. Основная задача этих курсов — направить их в нужное русло. В рамках Открытого университета при ПГНИУ, где обучаются 2000 учеников старшей школы, ведётся не только подготовка к экзаменам, но и знакомство с их будущими специальностями. Помогают ученикам определиться с профессией педагоги местных вузов и специалисты промышленных предприятий.

Заведующий отделом ЦК КПРФ по молодёжной политике Я.И. Листов указал на, возможно, одну из самых малозаметных, но крайне болезненных проблем нашего образования — имитацию научной деятельности. Собственно, ни для кого не секрет, что после окончания вуза многие студенты обнаруживают, что дипломы им по факту не нужны. Далеко не всегда они помогают найти выпускникам место работы по профессии.

Касается эта проблема и преподавателей, которые, помимо жёстких нагрузок по образовательному процессу, вынуждены публиковать научные статьи и заниматься бумажной бюрократией. Также выступавший отметил, что в России не имеется информационно-образовательной среды для человека. Когда-то, в советское время, она была, но на данный момент эта среда пребывает в разрушенном состоянии. Кроме того, выросло целое поколение родителей, негативно относящихся к образованию и передающих своё отношение детям, которые, соответственно, ведут себя высокомерно с учителями и не торопятся усердно усваивать новый материал. Естественно, это губительно сказывается на образовательном процессе.

Далее выступил бывший ассистент кафедры международных отношений, зарубежного регионоведения и политологии НИУ «БелГУ», член Российской ассоциации политической науки «Современные аспекты высшего образования» И.В. Цевменко. Он отметил, что сейчас крайне важно возвращение гуманитарных наук на все направления подготовки для расширения кругозора учащихся. Также выступавший указал на то, что от иностранных систем образования в России взяли всё самое худшее, отчего и не удаётся воспитать из человека гражданина в рамках нашего образования.

Обратил внимание И.В. Цевменко и на вопрос с линейкой единых школьных учебников. Так, в одном из школьных учебников истории Курской битве посвящена лишь одна строчка, а взятию Рима во время Второй мировой войны — две страницы. То есть приоритеты авторов учебника понятны: действия Красной Армии ставятся ниже действий «союзников» в лице Великобритании и США, которые после окончания Второй мировой войны объявили СССР «главным врагом всего цивилизованного мира».

Не смогла сдержать слёз во время своего выступления представитель общественной инициативной группы — председатель родительского комитета Сергиево-Посадского аграрного колледжа О.Г. Богданова. Она рассказала о реорганизации Сергиево-Посадского аграрного колледжа, после которой он практически исчез. Четырнадцать колледжей в Московской области реорганизовали, объединили вместе по два-три по смежным специальностям, и только аграрный колледж слили с поварами, парикмахерами, строителями — профессиями, надо сказать, далёкими от аграрной деятельности. При этом у колледжа отобрали пять учебных корпусов и два общежития. Два года ведётся борьба за учебное заведение, потому что сейчас оно стоит пустое и его по распоряжению губернатора Московской области захотели передать в министерство имущественных отношений как «неиспользуемое» ещё в 2020 году, несмотря на то, что в колледже продолжался учебный процесс.

По итогам реорганизации вместо 250 бюджетных мест осталось 100. Также осталось всего четыре профессии, одна профессия полностью исчезла — переработка сельскохозяйственной продукции, при этом её отсутствие ударит по нашему сельскому хозяйству.

Важно отметить: данная проблема системная, что также бьёт по количеству квалифицированных кадров, а для молодых людей остаётся всё меньше вариантов для обучения по профессии после окончания девяти классов в школе. А.А. Наумов и В.П. Исаков пообещали О.Г. Богдановой взять этот острый вопрос под свой контроль.

Последним перед участниками «круглого стола» выступил комсомолец, член инициативной группы студентов РУДН Р. Галенкин. Он кратко выделил несколько проблем, с которыми сталкиваются студенты его вуза в процессе обучения. Первая и самая важная — стипендии. Для некоторых категорий студентов они были уменьшены в восемь раз — с 16 тыс. рублей до 2 тыс., что является нищенской суммой денег, которой хватит разве что на пару походов в магазин. Такое положение со стипендиями будет вынуждать студентов устраиваться на работу и совмещать её с учёбой.

Также выступавший указал на проблемы с общежитиями: жителям Москвы и Московской области его не дают, из-за чего некоторым студентам приходится по три часа добираться до вуза ради одной пары. В дополнение к этому в общежитиях очень маленькие комнаты, студенты живут в тесноте. Кроме того, руководство университета оказывает давление на несовершеннолетних студентов за политическую деятельность, в том числе и комсомольцев.

В завершение «круглого стола» М.В. Дробот поблагодарила всех участников за их содержательные и качественные выступления.



Rambler's Top100