< Предыдущая | Следующая > |
---|
Российский госбюджет подвергается глобальному разворовыванию. Уже не миллионами крадут, а миллиардами - 3, 6,5, 15 млрд. рублей. А глава Счётной палаты С.Степашин утверждает, что «каждый год из средств, выделяемых на госзакупки, похищается 1 триллион рублей – одна четырнадцатая консолидированного бюджета страны». Возникает вопрос: что остаётся в казне для страны и граждан после разворовывания?
- Одного триллиона, изъятого из бюджета, хватило бы на все поправки, которые вносила наша фракция КПРФ в бюджет на 2013 года и на период до 2014, 2015 годов. Но для социальной сферы, науки, производства, села в бюджете триллиона не нашлось, - заявляет депутат-коммунист, член комитета Госдумы по бюджету Виктор Коломейцев.
Какие поправки вносили коммунисты, а единороссы с Минфином отклонили, сославшись на отсутствие средств в бюджете?
- Мы требовали увеличить расходы на социальную сферу. Она у нас сейчас финансируется по остаточному принципу в нарушение международных стандартов. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) расходы на медицину составлять не менее 5 % от ВВП, а в нашем бюджете на 2013 год - всего 3,8%. Финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье» в предстоящей бюджетной трёхлетке снижается: в 2013-ом по сравнению с текущим - на 26,4%, в 2014-ом по сравнению с 2013-ым - на 5 %, в 2015-ом по отношению к 2014-ому - на 70%. Нам говорят, что нехватка средств будет восполняться Фондом обязательного медицинского страхования. Но всем известно, что в Фонде таких возможностей нет.
Снижается финансирование нацпроекта «Образование»: в 2013-ом по сравнению с 2012-ым - на 11,5% в связи с передачей на региональный уровень ряда расходов; на 2014 и 2015 годы по сравнению с 2013 годом – на 76%.
Мы напомнили единороссам, что, урезая средства на социальные направления, они действуют вопреки указам президента В.Путина, которые он огласил в день своей инаугурации 7 мая 2012 года. В Указе «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» президент поручил правительству обеспечить достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Сейчас всего 62% детей обеспечено детсадами, на очереди - 1 миллион 800 тысяч ребятишек. Для них нужно построить 9 тысяч дошкольных учреждений на 250 мест каждое. Строительство одного такого объекта, по данным Минрегиона, стоит 200 миллионов рублей. А в федеральном бюджете-2013 на эти цели предусмотрен всего 1 миллиард рублей софинансирования и 8 миллиардов - в качестве бюджетных кредитов субъектам Федерации. На эти деньги удастся построить не более 100 детсадов. Даже при условии совмещения их со школами, как этой сейчас делается, очередь не иссякнет. Проблема растянется на десятилетия. Предвыборные обещания президента останутся не выполненными.
КПРФ добивалась увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ), но единороссы оставили её на уровне 5205 рублей, как того требовал Минфин, что в тысячу раз меньше, чем получают топ-менеджеры в госкорпорациях…
- Это вопиющая социальная несправедливость. Она закрепляется законами о бюджете, о налогах, о социальных стандартах. Да, в госкорпорации были закачаны огромные бюджетные вливания, передано госимущество. Сейчас они стали субъектами хозяйствования, получают свою прибыль, проценты от вложения бюджетных средств на депозиты. Их сверхдоходы должны были бы облагаться прогрессивным налогом. Мы не раз вносили такой законопроект. Но власть отвергает наши предложения, и совершенно спокойно вводит ничтожные социальные стандарты. Понятно, что на МРОТ в 5205 рублей в нашей стране прожить человеку месяц невозможно. Это парадокс, который стал законом.
Власть обещала поддержать предприятия, понёсшие потери от вступления РФ в ВТО. Что в бюджете для этого предусмотрено?
- Символическая сумма - 5 млрд. рублей на всю страну – даётся на поддержку предприятий, терпящих убытки от вступления в ВТО. Эта несоизмерима с потерями. По данным Минэкономразвития, от вступления в ВТО наше производство теряет в 2013 году 240 млрд. рублей, в 2014-ом - 320 млрд. рублей. А выделено, как видим, меньше, чем было разворовано в ГЛОНАСС, как сообщают СМИ.
Как бюджет будет способствовать модернизации?
- Модернизация требует значительных инвестиций. Иностранные инвесторы не торопятся в Россию. Следовательно, нужно самим вкладывать средства в своё будущее. У нас есть Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП). Но бюджетное финансирование её снижается из года в год. В 2013-ом предусмотрено 854,3 млрд. рублей, что меньше от предыдущего года на 55,5 млрд. рублей или на 6,1%, в 2014-ом - 749,0 млрд. рублей, уменьшение – на 105,3 млрд. рублей или на 12,3 %. Сокращается финансирование раздела «Национальная экономика».
При этом растут объемы незавершенного строительства. Если в 2010 году было введено в эксплуатацию всего 34% объектов от предусмотренного, то в 2011 году – уже только 23%, за 9 месяцев 2012-го введено лишь 13% от того, что должно быть построено. Планы строительства проваливаются. Расходование инвестиционного фонда РФ в 2013-ом сокращается на 74%! Это провал. Но за него никто не несёт ответственность. Вот и вся модернизация.
Из 83 субъектов РФ 70 – дотационные, в них живёт 74,2% населения России. Вы постоянно выступаете за выравнивание региональных бюджетов, которые обязаны выплачивать социальные пособия и компенсации, повышать зарплату учителям, врачам, работникам культуры. Что сулит новый бюджет нашим регионам?
- Сулит сокращение кредитов из федерального бюджета. В этом году кредитование составило 128,4 млрд. рублей, а к 2015-ому сумма сокращается на 45,5%, до 70,0 млрд. рублей. Региональные и местные бюджеты будут и дальше обрастать долгами, потому что их обязательства превышают финансовые возможности. Социально-экономическое положение дотационных регионов будет ухудшаться.
Бюджет скудно финансирует важнейшие для развития государства направления, но стал неплохим источником наживы для воров. Почему стали возможными масштабные хищения бюджетных средств?
- Такая атмосфера создана в государстве. О том, что из бюджета воруют, не первый год говорится в Госдуме – на заседаниях, в комитетах, в заключениях об исполнении финансового плана, в выводах Счётной палаты. Слышат об этом все. Но нет политической воли со стороны верховного руководства, чтобы жёстко потребовать от правоохранительных, контрольных органов выявить все факты и самое главное – довести дела до суда и адекватного приговора. Да и сейчас после сенсационных разоблачений неясно, чем всё закончится. Возможно, за украденные миллиарды некоторые получат условные наказания или всё будет сведено на нет, чему мы были свидетелями уже не раз.
Разворовывается бюджет ещё и потому, что у нас царят безответственность и безнаказанность, потому что у распорядителей государственной казны нет внутриведомственного финансового контроля. Стало нормой неисполнение бюджета. Счётная палата ежеквартально пишет, где идёт отставание, где - нецелевое использование денег. В этом году программа борьбы с туберкулёзом за 9 месяцев выполнена всего на 20%. Куда это годится? Федеральные целевые программы за 9 месяцев исполнены всего на 55%. Жилищно-коммунальное хозяйство – на 55% за 9 месяцев, тогда как ЖКХ находится в ужасающем состоянии. Если бы своевременно принимались меры административного воздействия, то это существенно уберегло бы бюджет от разворовывания. Но Минфин, вместо того, чтобы отслеживать и контролировать, вносит дополнительную сумятицу, перебрасывая среди года средства с одного направления на другое. В этом году такая корректировка проводилась дважды.
А самая «малина» для воров создаётся в конце года. Оставшиеся средства Минфин торопливо раскидывает по разным направлениям. Хотя понятно, что миллиарды эти освоить за две-три недели практически нереально. Приведу пример 2011 года: в авральном порядке за последнюю неделю декабря был освоен 1 трлн. рублей, 10% годового бюджета страны! Фантастика? Проконтролировать, куда и как использованы эти средства, - невозможно.
Новый бюджет также уязвим, как предыдущий?
- Гарантий безопасности у бюджета на будущую трёхлетку нет. Минфин проводит свою прежнюю политику. Его прогнозы вызывают сомнения. Контроль, в том числе и парламентский, не предвидится. Бюджет остаётся закрытым для общества, которое платит государству свои налоги.
Люди, кажется, уже ни на что не реагирует, украли триллион – и ладно, как будто это не у них украли?
- Нет, люди реагируют. Но их реакция мало видна в СМИ. На встречах с избирателями, в том числе и на неформальных встречах, я слышу и вижу, что градус социального напряжения в стране очень высок. Достаточно случая, резкого ухудшения социального положения, и произойдёт всплеск гнева. Из истории мы знаем, как не завезли хлеб в магазины, и это стало толчком к массовым выступлениям. Всё накопившееся валом пошло, за несколько недель прогнившая власть была свергнута.