< Предыдущая | Следующая > |
---|
Депутат Госдумы фракции КПРФ проанализировал два законопроекта «Об изменениях бюджета на 2013-2015 годы» и «О проекте федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Предложенный законопроект продолжает повторяющуюся из года в год негативную практику перераспределения бюджета в конце финансового года. Это приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств и говорит о невысоком качестве планирования и управления.
Понятны корректировки, связанные с ликвидацией последствий наводнения на Дальнем Востоке, это чрезвычайная ситуация.
Но, сегодня, за полтора месяца до окончания финансового года, Правительство предлагает выделить дополнительные средства на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Федерации, на пополнения фонда реформирования ЖКХ, на строительство служебного жилья для военнослужащих и так далее. Все это, безусловно, крайне необходимо, но деньги придут в середине декабря.
Давайте вспомним, что аналогичные поправки депутатов при принятии бюджета текущего года и при его первой корректировке в мае месяце Правительство категорически не поддержало.
Уже тогда предлагалось это перераспределение за счет сокращения средств на обслуживания госдолга и уменьшения субсидий фонду «Сколково». А теперь время, для эффективного использывания средств упущено.
Тоже самое будет и 20 ноября при рассмотрении проекта бюджета 2014 года во втором чтении. Поправки депутатов на увеличение совершенно очевидных расходов будут отклонены, замечания Счетной палаты проигнорированы, а в конце 14 года вновь будет предложенная Правительством корректировка бюджета по этим же самым направлениям.
При этом абсолютно ясно, что средства, выделенные в конце года, реально освоены не будут.
В заключение Счетной палаты приводится таблица об исполнении расходов федерального бюджета за 9 месяцев, цифры вопиющие. По 10 ведомствам ниже 35 процентов. Текущий профицит бюджета за 9 месяцев 600 миллиардов рублей, при предлагаемом дефиците на конец года 480 миллиардов.
Для того, что бы кассовое исполнение бюджета прилично выглядело, на уровне 97-98 процентов, в декабре месяце деньги сбросят на счета получателей и фактически сформируют многомиллиардную дебиторскую задолженность по многим объектам и контрактам.
Таким образом, при почти 100 процентном, формальном, исполнении федерального бюджета, конкретные результаты фактически достигнуты не будут. И все это продолжается из года в год.
Такую бюджетную политику парламент просто обязан когда-то остановить.
В оставшееся до конца года время, Правительство предлагает дать ему право, в случае необходимости направлять на расходы до 200 миллиардов рублей нефтегазовых доходов, подлежащих зачислению в Резервный фонд.
Тогда почему, в ходе рассмотрения проекта бюджета на 2014 год, при явном сокращении расходов на образование, здравоохранение, на трансферты субъектам федерации, планируемые отчисления в Резервный фонд, 400 миллиардов рублей, объявлены Правительством неприкосновенными. Опять будут ждать конца года.
Чрезмерное накачивание резервных фондов и размещение в зарубежных ценных бумагах превращает их из «подушки безопасности» в камень на шее экономики и социальной сферы.
Трудно так же объяснить, почему в представленном законопроекте на 10 миллиардов рублей уменьшены бюджетные ассигнования на централизованные закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями и другими, угрожающими жизни заболеваниями. При этом в СМИ постоянно объявляется сбор средств на дорогостоящие лекарства, в том числе для детей.
По Сельскому хозяйству предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований на 1,6 миллиарда рублей. При этом совсем недавно в мае этого года первоначально утвержденные суммы по селу были увеличены на 40 миллиардов.
По Топливно-энергетическому комплексу предложено увеличение на 1,3 миллиарда рублей, а в мае было уменьшение на 4,5 миллиарда. Все это трудно назвать качественным бюджетным проектированием.
Фракция КПРФ предлагает:
- учесть названные сегодня недостатки при принятии бюджета 2014 года, максимально обеспечивать доведение средств до получателей в начале финансового года;
- Правительству жёстко требовать, где это необходимо, выполнения статьи 72-й Бюджетного Кодекса, дающей право заключать трехлетние контракты, это резко поднимет эффективность использования бюджетных средств;
- прекратить корректировки бюджета в 4 квартале, за исключением чрезвычайных ситуаций.
Фракция КПРФ в целом позитивно оценивает стремление увеличить финансирование важных социально-экономических направлений, которое мы неоднократно предлагали в течение этого года.
Но мы не можем поддержать выделение этих средств за полтора месяца до конца финансового года, что обрекает их на заведомое не освоение.
Как говорится дорога ложка к обеду.
О проекте федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
Правительство внесло проект бюджета, в котором продолжает направлять значительную часть нефтегазовых доходов в Резервный фонд. При этом совершенно очевидна нехватка бюджетных средств для сохранения социальной сферы и развития экономики. Об этом заявлено в заключениях практически всех профильных комитетов Думы.
Два из них предложили бюджет отклонить. Принятие этого бюджета неизбежно повлечёт сокращение бюджетной сферы созданной за многие десятилетия, закрытие школ, больниц, поликлиник, домов культуры, особенно на селе.
Правительство, выполняя требования институтов мирового финансового капитала по ограничению государственных расходов, не хочет видеть, что выполнение этих рекомендаций в ряде стран привело только к углублению кризиса экономик этих стран.
В тоже время за последние 2-3 года ФРС США и Европейский Центральный Банк эмитировали в 2 раза больше долларов и евро, чем Россия получила от продажи углеводородов за последние 20 лет.
В проекте Федерального бюджета на 2014 год значительно сокращены расходы по разделу «Образование» на 94 млрд. рублей.
В этом году на образование направляется из консолидированного бюджета 4,3% от ВВП, В 2014 предлагается только 4,1%, международный стандарт не менее 7%.
По разделу «Здравоохранение» снижение на 65 млрд. и это не может быть восполнено за счёт средств фондов медстрахования.
В текущем году из всех источников финансирования на медицину идёт 3,6% от ВВП, в 2014 будет только 3,4%, по нормам ВОЗ должно быть не менее 5%.
По жилищно-коммунальному хозяйству сокращение на 38 млрд. рублей.
Общий объем трансфертов в региональные бюджеты предлагается в 2014 г. сократить на 6 %, при том, что долги регионов уже более 1,3 триллиона рублей.
Не предусмотрены средства для софинансирования строительства детских дошкольных учреждений.
Для стопроцентного обеспечения ими к 2016 году потребуется около одного триллиона рублей, у субъектов федерации таких средств нет.
На фоне огромных расходов на Олимпиаду и чемпионат мира по футболу такое отношение к детям непонятно большинству населения.
По разделу «Национальная экономика» финансирование топливно-энергетического комплекса по сравнению с текущим годом снижено вдвое, сельского хозяйства на 32 млрд. рублей, водного хозяйства на 7 млрд.
Сокращение расходов на лесное, водное хозяйство, ЖКХ в перспективе потребует гораздо больше средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в этих отраслях.
Если к этому добавить хроническое не освоение бюджетных средств, то предпосылок к росту экономики и социальной сферы нет.
Предложенные госпрограммы нуждаются в качественном пересмотре, так как их финансирование не подкреплено реальными бюджетными расходами.
При этом в резервный фонд и ФНБ по проекту бюджета за 2014 будет направлено более 400 млрд. рублей и на конец 2014 года их объем составит более 6 триллионов рублей, почти половину годового бюджета.
Такой объём фондов и неэффективное управление превращает их из « подушки безопасности» в камень на шее социальной сферы и экономики тянущий на дно.
По данным Минфина США объем вложений Россией финансовых средств в ценные бумаги американского правительства вырос и составил в августе этого года 136 миллиардов долларов.
Если к этому добавить утечку капитала за рубеж, то получится, что инвестиционный прорыв, который возможен и крайне необходим стране, душит само государство и безответственный бизнес, вывозя миллиарды долларов за рубеж, накапливая их в практически бездоходных западных финансовых инструментах – при том, что бизнес потом занимает их на мировом рынке уже под 6-9 % годовых.
Это означает обмен дешевых «длинных денег» государства на дорогие краткосрочные кредиты иностранных банков. Чистый ущерб от такой политики измеряется сотнями миллиардов рублей в год, идет втягивание финансовой системы страны в ловушку внешней зависимости.
Гигантский разрыв внешних и внутренних ставок на денежном рынке привел к переориентации отечественных заемщиков на иностранные источники кредита. Отсюда – опасный рост совокупного внешнего долга, который уже превысил 700 млрд. долларов, из них 60% задолженность корпоративного сектора.
Предложения:
- приостановить в 2014 году действие пунктов 2;4;5;6 статьи 96.9 Бюджетного Кодекса. Все нефтегазовые доходы направить на финансирование урезанных социальных разделов бюджета в объеме не ниже 2013 года, с учётом прогнозируемой инфляции;
- часть средств ФНБ и Резервного Фонда направить на инвестиционные программы, на создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Эти программы должны рассматриваться парламентом.
- предусмотреть дополнительно не менее 150 млрд. рублей на повышение устойчивости региональных и муниципальных бюджетов.
- выделять не менее 40 млрд. рублей ежегодно на софинансирование с субъектами федерации строительства детских дошкольных учреждений, для полного обеспечения детскими садами к 2016 году;
-дополнительно оказать в 2014 году финансовую поддержку сельскому хозяйству в объёме 100 млрд. рублей
- дать оценку эффективности программы приватизации, в которой представлены пакеты акций компаний, которые совсем недавно получали крупную прямую финансовую поддержку из бюджета: Русгидро, РОСНАНО и другие;
- исключить из программы приватизации объекты, у которых материальные и нематериальные активы не учтены надлежащим образом, и стоимость которых, по данным Счётной палаты значительно занижена.
- необходимо расширить функции Центрального банка РФ, дополнив их задачами обеспечения экономического роста, инвестиционной активности и поддержания занятости.
Ставка рефинансирования должна быть существенно снижена, продолжительность предоставления кредитов должна быть увязана со сложившейся длительностью научно- производственного цикла в реальном секторе экономики (3 - 7 лет).
При этом необходимым условием доступа коммерческих банков к рефинансированию со стороны Центрального банка должны быть обязательства по использованию кредитных ресурсов для финансирования производственных предприятий.