< Предыдущая | Следующая > |
---|
27 марта на пленарном заседании Государственной Думы при рассмотрении в первом чтении проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от фракции КПРФ выступил депутат В.А. Коломейцев. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.
- Уважаемые коллеги! Понимая необходимость корректировки федерального бюджета в изменившихся экономических условиях, фракция КПРФ, тем не менее, будет голосовать против предложенного правительством законопроекта "О внесении изменений в федеральный бюджет".
Мы считаем, что рассмотрение данного законопроекта до завершения I квартала 2015 года является преждевременным. Законопроект "О внесении изменений в бюджет" следует рассматривать по итогам I квартала, что позволит иметь более точные тенденции социально-экономического развития страны в текущем году. На это указано и в заключении Счётной палаты.
Предложенные сегодня бюджетные проектировки в отдельных случаях далеки от реальности. К примеру, наполнение доходной части федерального бюджета за январь-февраль 2015 года составляет 96 процентов к соответствующему периоду прошлого года и 15 процентов к годовым проектировкам доходов бюджета.
Но в предложенном законопроекте использованы более заниженные прогнозы. По отдельным статьям доходов и расходов вообще не представлены обоснования предлагаемых изменений. При этом по оценке Счётной палаты доходы федерального бюджета на 2015 год могут превысить прогноз, учтённый в законопроекте Минфина, на 128 миллиардов рублей.
Это почти половина суммы, предложенной сегодня к урезанию в расходной части бюджета.
Всё это свидетельствует о том, что Минфин чрезмерно перестраховывается, неоправданно сжимая расходную часть бюджета и предлагая заниженный вариант поступления доходов, что приведёт к ещё большему замедлению экономического роста и ставшей традиционной поспешной корректировке бюджета в конце финансового года, когда время для эффективного использования бюджетных средств уже будет упущено.
Так, в 2014 году профицит федерального бюджета в ноябре составлял 2 триллиона рублей. Рассмотрение сегодня бюджета, многочисленные выступления чиновников в СМИ о неизбежности сокращения расходов бюджета, урезание финансирования строек, отмена индексации зарплат и денежного довольствия военнослужащих, рассуждение о возможном повышении пенсионного возраста на фоне баснословных личных доходов олигархов и топ-менеджеров компаний и банков не добавили стабильности в России. Всё это только повысило социальное напряжение в обществе, снизило доверие граждан к государству, банкам и бизнесу.
Негативные прогнозы подстегнули и рост потребительских цен. Кому всё это выгодно? При этом многие возможности бюджета не использованы. К примеру, большим резервом увеличения доходов является сокращение задолженности по налогам и таможенным платежам, по дивидендам, перечисляемым в федеральный бюджет. Однако в пояснительной записке к законопроекту нет никакой информации по этому направлению.
Источником сокращения дефицита бюджета может стать увеличение доходов от использования федерального имущества, но предложений по этому вопросу тоже нет.
Требуют дополнительного изучения последствия так называемого налогового маневра, поскольку идёт сокращение доходной части бюджета, рост внутренних цен на энергоносители.
Не предлагается начать процесс возврата финансовых средств, вложенных в ценные бумаги зарубежных государств, поддерживающих экономические санкции против Российской Федерации, и направление этих средств на инвестиционные программы. Только в ценных бумагах американского правительства на сегодня - 118,1 миллиарда долларов российских средств. Почему не используются иные варианты сохранения финансовых резервов?
Например, в 2014 году добыча и производство золота в России составили 290 тонн, закуплено государством около 1 процента. Для борьбы с финансовым кризисом, санкциями, учитывая особенности золота как надёжного и ликвидного финансового инструмента, совершенно очевидно, что необходимо наращивать его запас, вернуть государственное управление добычей золота. Золото помогло России в годы индустриализации и Великой Отечественной войны, в послевоенном восстановлении народного хозяйства.
Если анализировать предлагаемые расходы, то сокращение ассигнований в проекте федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" на 25 процентов противоречит заявлениям о сохранении финансирования социально значимых направлений. Общее финансирование здравоохранения в стране из всех источников в процентах к ВВП вдвое меньше объёмов, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения. Всё это неизбежно отразится на здоровье нации.
Мы не согласны с приостановлением индексации зарплат бюджетникам и денежного довольствия военнослужащих.
В целом темпы роста реальной заработной платы снижаются на 10 процентов. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличивается до 12,4 процента от общего его числа. Идёт неконтролируемый рост цен. Совершенно очевидно, что все финансовые проблемы решаются сегодня за счёт ухудшения уровня жизни основной массы населения.
Но если власть предлагает народу затянуть пояса перед лицом внешних угроз, то логична постановка вопроса о национализации, к примеру, нефтегазового сектора и стратегических отраслей в целях полного использования их возможностей и дохода в интересах народа и государства.
Также необходимо ввести госмонополию на табак и алкоголь. Олигархов-собственников при этом не обижать, выдать им ваучеры по закону, как народу в 90-е годы при приватизации.
Предлагаемая межбюджетная политика не ведёт к оздоровлению региональных финансов, не обеспечивает сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Их долги на 1 марта 2015 года - более 2 триллионов рублей. При этом законопроектом предусмотрено значительное сокращение межбюджетных трансфертов в размере 145 миллиардов рублей. В частности, объём дотаций сократится на 58 миллиардов, в том числе на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на 32 миллиарда рублей, на компенсацию дополнительных расходов на оплату труда работников бюджетной сферы на 20 миллиардов. А ведь в некоторых субъектах уже есть задержки выплаты зарплаты бюджетникам.
Фракция КПРФ выступает против такого сокращения. Комитет Госдумы по региональной политике также высказался против принятия законопроекта. Это вырезание неизбежно приведёт к очередному витку сокращения бюджетной сферы в регионах. Выделенные по антикризисной программе 160 миллиардов рублей бюджетных кредитов с достаточно сложными условиями их получения не решают проблемы бюджетов субъектов Федерации. Необходимо введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, что позволит реально оздоровить региональные и муниципальные бюджеты.
Для оживления экономики ставка рефинансирования Центробанка должна быть немедленно существенно снижена, продолжительность предоставления кредитов должна быть увязана со сложившейся длительностью научно-производственного цикла в реальном секторе экономики.
Учитывая выделение 1 триллиона рублей на докапитализацию коммерческих банков, необходимым условием их доступа к рефинансированию со стороны Центрального банка должны быть жёстко контролируемые обязательства по использованию кредитных ресурсов для финансирования производственных предприятий.
Мы предлагаем рассматриваемый законопроект вернуть на доработку в правительство, в соответствии со статьёй 204 Бюджетного кодекса, доработать его к концу апреля, используя итоги социально-экономического развития за первый квартал, и рассмотреть спокойно в середине мая. Основные направления доработки изложены в заключениях - сводном заключении Комитета по бюджету и налогам и в заключении Счётной палаты.
Предстоящий в апреле отчёт правительства в Государственной Думе позволит более глубоко проанализировать ситуацию в экономике и социальной сфере, соответственно, принять взвешенные, продуманные изменения в федеральный бюджет в интересах большинства населения страны.
По предложенному варианту бюджета фракция КПРФ будет голосовать против. С таким бюджетом Председателю правительства будет сложно отчитываться в Государственной Думе 22 апреля. Урезание практически всех разделов расходной части бюджета, обуславливающее падение уровня жизни населения, это признание неудовлетворительной работы правительства за прошедший год. Такой бюджет - это фактически заявка на обоснование выдвижения требований об отставке правительства.