< Предыдущая | Следующая > |
---|
Заместитель руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Н.В. Коломейцев выступил 22 мая 2015 года в Государственной Думе по отчету Председателя Счетной палаты РФ Т.А. Голиковой о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2014 году. Публикуем текст выступления.
- Уважаемые депутаты!
Безусловно, Счётная палата состоялась как ведущее контрольное и экспертно-аналитическое учреждение страны. Во время юбилейного заседания коллегии главного контрольного органа мы с вами были солидарны с оценками, которые дал этому учреждению Президент Российской Федерации.
Но нам не надо останавливаться и не уподобляться героям известной басни "Кукушка и петух" Ивана Андреевича Крылова, а, наверно, акцентировать внимание на проблемах, которые стоит решать, хотя их уже достаточно много обозначено в вопросах к докладчику и в выступлении Татьяны Алексеевны. Среди главных проблем я выделил бы следующие.
Прежде всего, думаю, вы не будете спорить, что ахиллесовой пятой российской экономики сегодня является Центральный банк и его непредсказуемая кредитно-денежная политика.
Мы помним, что лет пять назад Счётная палата даже не могла и проверять Центробанк. В новом законе мы дали возможность его контролировать. По нашему мнению, назрела необходимость комплексной проверки Центрального банка, его методов таргетирования инфляции и управления золотовалютными резервами, а также причин неисполнения им своих основных задач. Мы с Андреем Михайловичем (А.М. Макаров – ред.) здесь утверждаем, что Центробанк совместно с Минфином не создал основы кредитно-денежной политики.
Политика таргетирования привела к тому, что у нас треть золотовалютных резервов испарилась за короткое время. Более 180 миллиардов долларов, а точнее 151,5 миллиардов в прошлом и уже 35 миллиардов долларов только за первый квартал этого года испарились, а инфляция опять двузначная. Получить кредит реальному сектору невозможно, но виновных как всегда нет, а все руководство с хорошей зарплатой.
Вторая проблема, по нашему мнению, заключается в резком увеличении отзывов лицензий, с последующими огромными выплатами через АСВ как страховых выплат вкладчикам, так и огромных средств на санацию этих банков.
Обратите внимание, только за декабрь прошлого года АСВ выплатила более 80 миллиардов рублей вкладчикам трех банков. Но особо выделяется ситуация с Трастбанком, когда перечисленные на его санацию 127 млрд. руб. испарились, а ответственные работники ЦБ длительное время не передавали в правоохранительные органы заявления для принятия мер. Это наталкивает на мысль о появлении новой мошеннической схемы грабежа государства в особо крупных размерах. Счетной палате следовало бы оперативно проверить эффективность деятельности АСВ и ЦБ в условиях отзыва лицензий и санации банков. Потому что мы с вами понимаем: устойчивость страны зависит от банковской системы. А если там уже жучки присоседились и хорошо отсасывают миллиарды рублей на инсайдерской информации - раз и на выплатах - два, то это, мне кажется, серьезные финансы, которые можно было бы вернуть в экономику страны.
Третья проблема. Я полагаю, что Счётной палате в силу её скромности не хватает решительности в отношении действий лиц, приближенных ко двору.
Поэтому не менее серьезной проблемой, не находящей пока должного внимания со стороны Счетной палаты, является деятельность госкорпораций, в которых аккумулированы огромные госресурсы, расходуемые зачастую без должной эффективности и контроля.
Самое опасное, что параллельно с вывозом капитала идет скрытый вывод за рубеж активов. У нас гипертрофированное представление о коммерческой тайне. В один прекрасный день мы рискуем оказаться без своих фабрик и недр. В связи с этим хотелось бы услышать, как Счетная палата осуществляет мониторинг этого процесса. Я считаю, что настало время комплексно провести аудит всех серьезных госкорпораций.
Странное дело: заработная плата у сотрудников госкорпораций растет, а эффективность их, по данным Росимущества, резко падает, как и перечисление дивидендов государству. Электрички перестают ходить, шубохранилища появляются, а никаких решений нет.
Следует проверить в первую очередь эффективность проведенной реформы РЖД, потому что больших начальников с большими зарплатами появилось немерено, а конкурентоспособность РЖД резко упала, даже по сравнению с авиацией, а это недопустимо.
Кроме того, мне кажется, что настало время проверить "Роснефть", "Транснефть" и особенно ВЭБ. Здесь уже говорили о 3 триллионах рублей. Вы посмотрите, как они заключают договоры, кстати, с фирмами, которые утверждаются постановлением правительства. У меня есть информация, что потом почему-то почти половина государственных средств идёт неизвестным людям, которые, как правило, выводят их за рубеж.
Почему госкорпорации и некоторые банки (я и Сбербанк проверил бы) так легко получают деньги и так трудно дают их реальному сектору, в тоже время так легко их транжирят на несвойственные госкорпорациям расходы? Мне кажется, что именно это могло бы позволить найти стране так необходимые в условиях кризиса ресурсы.
Кроме этого, по нашему мнению, настало время разобраться, почему при столь значимых ресурсах, которые выделяет страна на модернизации и инновации, я имею в виду госкорпорации: "РОСНАНО", которую вы проверяли, "Сколково", которую мы вас попросили проверить, и "Ростех", - нам нечем похвастаться в вопросах модернизации и инноваций? Другого и не может быть, если мы будем миллиарды перечислять Массачусетскому университету и в другие тёплые страны в то время, когда своих-то ресурсов фактически нет на поставленные цели, а сельхозмашиностроение, фондообразующая отрасль машиностроения - станкостроение, ОПК влачат жалкое существование из-за недофинансирования. А они могли бы стать локомотивом возрождения страны.
Нам с вами также хорошо известны финансовые беспорядки, которые были в авиационной корпорации, судостроительной корпорации, в Роскосмосе, у которого ракеты, к сожалению, перестали летать. Но наиболее вопиющий случай с "Уралвагонзаводом". Мы перед всем миром хвастались "Арматой" и ее опытной партией. Но, к сожалению, процессы банкротства, которые сегодня наметились, могут не дать возможности поставить серийное производство.
Я думаю, что Счётной палате не следует ждать обращений депутатов. У вас, с моей точки зрения, более квалифицированные кадры, чем в правительстве, и надо с этими проблемами работать на упреждение.
И последнее, я согласен со своим коллегой Алексеем Викторовичем Корниенко, надо повысить значимость документов Счётной палаты при рассмотрении их особенно в судах. Я неоднократно говорил и хочу пожелать сейчас, чтобы заключениям Счетной палаты автоматически придавался статус отдельного вида доказательств, которые могут стать поводом для возбуждения административных и уголовных дел.