< Предыдущая | Следующая > |
---|
Многомесячное обсуждение антикризисного плана Правительства РФ на 2016 год похоже зашло в тупик. 18 февраля 2016 года проект плана в целом был одобрен на заседании Правительства РФ, а буквально 24 февраля 2016 года стало известно, что Министр финансов написал письмо Председателю Правительства РФ, в котором сообщает, что на исполнение антикризисного план средств не хватает 130 млрд. рублей, т.к. в антикризисном фонде имеется лишь 120 млрд. руб. вместо заложенных в план 250 млрд. рублей. Более того, Минфин заявляет, что фактически сейчас в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2016 год в антикризисном фонде есть 65 млрд. рублей. Минфин далее сообщает, что в апреле 2016 года могут появится еще около 55 млрд. рублей за счет невостребованных остатков по итогам исполнения федерального бюджета в 2015 году.
В результате Минфин, как всегда, не ищет резервы, а предлагает сокращение антикризисных расходов, в том числе: по Минздраву - с 45,8 млрд. руб. до 13 млрд. руб.; на поддержку экспорта через ВЭБ, Росэксимбанк и Российский экспортный центр - с 25,3 млрд. руб. до 9 млрд. руб.; на субсидирование по кредитам промышленных предприятий на 10 млрд. руб.; на поддержку промышленного машиностроения, в части поддержки создания новых образцов - на 21 млрд. руб.
Вместе с тем, резервы у Минфина есть.
Исполнение расходов федерального бюджета за 2015 год согласно данным Счетной палаты РФ составило 15,6 трлн. рублей, или лишь 98,5 % показателя сводной росписи. Общий объем бюджетных ассигнований недовыполнен на 243,4 млрд. рублей, из них 136,0 млрд. рублей составляют неиспользованные в 2015 году бюджетные ассигнования, которые подлежат использованию в 2016 году в случае принятия соответствующих решений, включая неиспользованные бюджетные ассигнования на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в сумме 54,4 млрд. рублей, остатки, подлежащие направлению в «антикризисный» фонд, в сумме 54,8 млрд. рублей и неиспользованные бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации и Федерального дорожного фонда в сумме 16,1 млрд. рублей.
Остатки средств на счетах бюджетных и автономных учреждений по состоянию на 1 января 2016 года составили 175,7 млрд. рублей, в том числе на счетах учреждений: Минобрнауки России 42,4 млрд. рублей; Минздрава России 22,5 млрд. рублей; Управления делами Президента Российской Федерации 14,2 млрд. рублей; ФАНО России 11,6 млрд. рублей; ФМБА России 8,6 млрд. рублей; Росморречфлота 5,6 млрд. рублей.
Неэффективно используются и средства Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ).
Распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2013 г. № 2044-р утвержден Перечень инфраструктурных проектов, финансирование которых осуществляется за счет средств ФНБ. По состоянию на 1 января 2016 года осуществлено инвестирование средств ФНБ в финансовые активы юридических лиц, на депозиты и субординированные депозиты в целях финансирования 12 инфраструктурных проектов на общую сумму 412,4 млрд. рублей.
Однако, средства ФНБ в целях финансирования инвестиционных проектов, осваиваются низкими темпами. Так, по состоянию на 1 января 2016 года из перечисленных 1,1 млрд. рублей на реализацию проекта «Строительство «интеллектуальных сетей» (ООО «Инфраструктурные инвестиции-3») использовано только 360,0 млн. рублей или 33,3%.
На реализацию проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» использовано 3,7 млрд. рублей, или 7,4 % от средств, перечисленных на проект (50 млрд. рублей), что нельзя считать удовлетворительным.
Средства ФНБ, привлеченные «Автодором» в размере 21,7 млрд. руб., в 2015 году не были использованы эффективно при строительстве ЦКАД. До конца октября 2015 г. выделенные средства не использовались и находились на отдельном счете в Газпромбанке. По состоянию на 25 декабря 2015 г. «Автодор» получил доход на сумму 1,2 млрд. руб. в виде процентов по размещенным средствам ФНБ.
Зачем что-то строить, когда можно просто зарабатывать на процентах от вложения государственных средств.
При этом наши госкомпании и госкорпорации, в том числе получившие средства из федерального бюджета и из ФНБ, имеют значительные временно свободные средства (далее ВСС).
За 2015 год некоторые госкорпорации многократно увеличили объемы ВВС, инвестируемые в различные активы, в том числе: ГК «Автодор» - в 25,8 раза, ГК «Фонд ЖКХ» - в 2 раза, ГК «Ростех» - в 1,7 раза, ГК «Росатом» - на 17,3 %. Значительная доля ВСС у перечисленных госкорпораций размещена на счетах или в депозитах российских кредитных организаций и Банка России.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом полученные госкорпорациями и госкомпаниями проценты по депозитам возросли на 40,5 % (из них по ГК «Автодор» - на 47,3 %, ГК «Фонд ЖКХ» – на 58,6 %), процентный доход на остатки средств на счетах увеличился в 5,1 раза (из них по ГК «Автодор» - в 95,6 раза, ГК «Ростех» - в 5,8 раза).
Приведенные данные показывают, что резервы есть для вывода экономики России из кризиса, но наш финансово-экономический блок правительства хорошо умеет только секвестировать бюджетные средства, а не управлять ими.