< Предыдущая | Следующая > |
---|
Выступление первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Н.В.Коломейцева 13 декабря 2017 года на пленарном заседании по вопросу «О проекте федерального закона №311128-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций».
Как показывает практика, к сожалению, эффективный механизм санации кредитных организаций на сегодняшний день не выработан. Почему? За последнее время только Набиуллиной закрыто около 400 банков, на санацию потрачено более 1 триллиона 200 миллиардов рублей. Но, к сожалению, когда приходили временные управляющие, в банках кроме неликвидных бумаг ничего не было, все активы были выведены, все семьи топ-менеджеров за рубежом и многие из них сами там.
Скажите, какие гарантии, что это же не повторится, скажем, и со страховыми компаниями? Тем более, что до этого, если вы помните, более 100 некоммерческих пенсионных фондов тоже канули в лету. Я не увидел в законе, какие механизмы имеются, чтобы мы могли предсказать, что вот этой страховой компании завтра уже может не быть. Просто нет никакого индикатора, я считаю.
Безусловно, предлагаемый закон необходим. Но закон нужен комплексный: а) надо обязательно принять новый закон о Центральном банке; б) надо вообще принять новый закон об аудите; с) надо в Уголовном кодексе внести более жесткую ответственность топ-менеджеров за их работу и, конечно же, за работу аудиторов. Потому что если посмотреть, скажем, банк «Открытие», то, что написано в проверочных документах, ему в июле нужный рейтинг не удалось получить: 15 процентов займов просрочены и не обслуживаются, 20 квалифицируются как сомнительные, высока стоимость риска и низкая маржа. АКЕРА оценило кредитоспособность банка на одну ступень ниже, чем требовалось.
Я вам напомню, что и «Открытие» и «Бинбанк», и целый ряд других банков в условиях кризиса получили огромную государственную поддержку. То есть у них не было, как у коммерческих банков, проблем с доступом к так называемой ликвидности. Тем не менее, они, санировав других, в конечном итоге, сами оказались банкротами.
С моей точки зрения, сегодня страховые компании зачастую аффилированы с той же банковской системой и, к сожалению, не выполняют задачу оздоровления экономики, только заняты зарабатыванием денег.
Я считаю, пока мы не поменяем функции Центрального банка, до тех пор страховые компании, пенсионные фонды всяких видов не станут у нас кровеносной системой экономики, и как раз с имеющимися инвестиционными механизмами у нас ничего не получится. И здесь было бы правильно посмотреть на опыт США в период великой депрессии.
Посмотрите, у Рузвельта был расписан порядок того, что надо делать. Он сначала ужесточил отношение к банковской системе и четко ее регламентировал. В противном случае получается, что банк существует ради банка: банковская система зарабатывает триллионы, а убыточность предприятий растет. У нас недоступность финансовых ресурсов является главной причиной кризиса.
Поэтому законопроект в первом чтении надо принимать, но комитету ГД по финансовому рынку надо комплексно, вместе с Центральным банком, Минфином проанализировать ситуацию. А если мы будем выдергивать отдельно каждый кирпичик, дом со временем будет просто валиться, а заткнуть назад кирпичик в фундамент не получится.