< Предыдущая | Следующая > |
---|
Уже давно нет Советского Союза, нет на карте и города с названием Ленинград, нынешние дети не учат в школе таких замечательных стихов, а почтальоны в России сохранились несмотря ни на что. Теперь уже петербургские, всё такие же ростовские, московские и многие- многие другие. Их всё так же с нетерпением ждут в каждом доме и в каждой квартире нашей насильственно уменьшенной, но по-прежнему необъятной Родины. Ждут, несмотря на наличие у многих интернет и мобильной связи. Ждут писем, пенсий, посылок и бандеролей.
В своё время каждому советскому ребёнку с детства были знакомы стихи замечательного советского поэта С.Я. Маршака. В том числе и эти:
«Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него
Сегодня много
Писем
В сумке на боку -
Из Ташкента,
Таганрога,
Из Тамбова
И Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам.»
Ждут порой тёплого слова и последних новостей, ибо почтальон в России – это подчас единственная связь с внешним миром, с друзьями, родственниками, сослуживцами, оставшимися где-то там, на каком – то из 15 осколков Великой Родины под названием СССР. Ждут, с нетерпением и надеждой и порой ругают, если почтальон не приходит вовремя, подчас даже не желая задумываться, почему в последнее время это происходит всё чаще и чаще? Всё чаще вовремя не принесут любимую газету, долгожданное письмо от «надёжи-губернатора», или от какого другого чиновника, помельче рангом, да и другую корреспонденцию верным «пенсионерам-путинцам»( «Ну как же, он нам пенсию повысил, аж на 7%») всё чаще приходиться искать и забирать самим, несмотря на возраст и болячки.
Ну, а если задуматься, то почему в стране развитой «суверенной демократии» мы с Вами, уважаемые граждане, не получаем вовремя от ФГУП «Почта России» услуги надлежащего качества с максимальной скоростью?
ПЛОДЫ БЕСКОНЕЧНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ.
С момента своего основания на просторах уже РФ ( распоряжение правительства от 5 сентября 2002г) «Почта России» пережила массу всяких организационно-хозяйственных пертурбаций. Так, 2004 г. в одно предприятие были «слиты» — Международный почтамт, Санкт-Петербургский центр автоматизированных информационно-технологических систем почтовой связи, Управление федеральной почтовой связи г. Москвы (Московский почтамт), Центр автоматизированного оперативно-технического управления связью, Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В 2005 году было ликвидировано 81 федеральное государственное учреждение — управление федеральной почтовой связи республик, областей и округов, а также Главный центр магистральных перевозок почты; их имущество было закреплено за «Почтой России».
В мае 2008г. готовилась очередная масштабная реорганизация почтовой сети, на которую правительством планировалось потратить 209 млрд. руб. из бюджета, но «тихую гавань путинской стабильности» захлестнула волна мирового экономического кризиса и с планами «модернизации» пришлось расстаться – из бюджета было выделено лишь 5,4 млрд. руб. В июле 2010 года в правительство был внесен план приватизации предприятия. Согласно документу преобразование предприятия в открытое акционерное общество со стопроцентным участием государства должно было пройти путем принятия специального федерального закона. В дальнейшем в числе акционеров ОАО «Почта России» мог появиться Внешэкономбанк. К 2011 году на основе предприятия планировалось создать Почтовый банк, в который после акционирования войдёт «Почта России».
В 2012 году Boston Consulting Group разработала стратегию развития ФГУП «Почта России» до 2020 года. Согласно стратегии необходимы инвестиции в 220 млрд руб.
С 2002 г. «Почта России» сменила уже 5 генеральных директоров и, каждый пытался реформировать вверенное ему ведомство в силу своих способностей и складывающейся рыночной конъюнктуры.
В итоге всех этих реформ «Почта России» «обросла» кучей дополнительных функций и услуг, в том числе розничной торговли(!) чем попало, в ущерб своим функциям основным – в начале 2010 года срок доставки «Почтой России» международных отправлений, адресованных в Россию, увеличился с двух недель до двух месяцев, что повлекло за собой так называемый «посылочный кризис», ряд трудностей в совершении покупок на зарубежных интернет-ресурсах и массу нелестных отзывов. По данным Минкомсвязи, до 20 % почтовых отправлений доставляются Почтой России с нарушением установленных сроков доставки[52].
19 февраля 2013 года ФОМ провел опрос, согласно которому 31 % клиентов «Почты России» указывают на то, что почтовые отправления идут медленно. Максимальное недовольство скоростью доставки почты зафиксировано в Москве — 56 %. Хотя основным недостатком «Почты России», по мнению опрошенных, является не скорость доставки, а уровень обслуживания (отношение персонала, внешний вид помещений, оперативность). В целом качество работы «Почты России» не устраивает 19 % опрошенных.
Действительно, «реформы - необходимы, потрясения - нет», но если реформы хуже потрясений?
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»
В современной России именно этим словосочетанием принято прикрывать провал всех начинаний, начиная с 1991г. Это очень удобно, так как позволяет списывать на сотрудников системные ошибки управления, износ оборудования, коммуникаций, техники и пр., что в свою очередь является закономерным итогом развала целых отраслей народного хозяйства в ельцинско-путинской России.
В нашем случае – отрасли связи. Хотя, здесь, как и везде, как раз – таки, люди работают на пределе своих возможностей, компенсируя своей самоотдачей недостатки финансирования отрасли в целом и плоды бесконечного реформирования.
Особенно это заметно на уровне не крупных столичных мегаполисов и областных центров, а малых городов всей остальной России и села.
Так, например в г. Белая Калитва Ростовской области Белокалитвинский почтамт ФГУП УФПС РО филиала «Почта России» объединяет в себе 62 отделения связи по Белокалитвинскому и Тацинскому районам с общей численностью сотрудников 350 человек. И в последнее время многие белокалитвинцы всё чаще стали жаловаться на работу почты, порой, действительно, не задумываясь «почему?», ведь по телевизору всё хорошо, а «Газпром – национальное достояние». А между тем реальность как всегда, куда хуже, чем телевизионная картинка. После оптимизации структуры почты, к территории, которую обслуживали белокалитвинские почтальоны, добавилась территория Тацинского района( 22 отделения связи), а вот количество сотрудников сократилось.
«Главная наша проблема – говорит заместитель начальника Белокалитвинского почтамта Максименкова Галина Петровна – это отсутствие квалифицированных кадров. Но люди уходят, прежде всего, из-за низкой заработной платы и несопоставимых с ней условий труда. Объём предоставляемых «Почтой России» услуг растёт, работы становится больше, а заработная плата оставляет желать лучшего. Ну, судите сами, 4700-5300 у операторов и у непосредственно почтальонов чуть больше с учётом премиальных при условии выполнения плана. Т. е ниже официального прожиточного минимума. На селе – ровно в 2 раза меньше. А как жить, если, за «коммуналку» приходится отдавать всё, что получаешь. Вот люди у нас долго и не задерживаются. А ведь для того, чтобы научить человека работать на почте, необходимо как минимум месяца три. Но не успеешь подготовить, как человек уходит. Мы регулярно обращаемся в Центр занятости населения, подаём заявки, наши почтальоны раздают приглашения на работу, в каждом отделении можно увидеть объявления о приёме на работу. Но это не очень помогает. В итоге у нас некомплект сотрудников где-то уже человек 15. Для нас это много. В советские времена заработная плата у нас тоже была невелика, но на неё можно было нормально жить! А сейчас? И при этом, работа почтальона – это огромная материальная ответственность! Пенсии, денежные переводы… Всё надо чётко сосчитать и выдать, а как же человек будет нормально работать, если он постоянно думает о том, как выжить на такую заработную плату? У многих ведь семьи, а многие наши сотрудницы и вовсе воспитывают детей сами. А расстояния? Да, нам выделили велосипеды, но они полагаются только тем, у кого участок обслуживания более 10 километров, а остальные – пешком. Форменная одежда –опять же, обеспечивается не в полном объёме от недостатка финансирования. Мы готовы работать и в тесных помещениях, и хоть круглые сутки, но при условии достойной оплаты труда. Я считаю, что именно это – главная проблема нашей организации – недостаточное финансирование и отсюда - низкая заработная плата. Вопрос о повышении заработной платы поднимался и на областном и на федеральном уровне, но последний раз повышали в 2011году. Когда мы сможем нормально платить, тогда мы и сможем предъявлять более жёсткие квалификационные требования к претендентам на рабочее место, а значит, тогда можно будет рассчитывать на улучшение качества предоставляемых почтой услуг».
КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ?
Итак, главная проблема – это недостаточное финансирование и низкая заработная плата. Но деньги у ФГУП «Почта России» есть, но на что же они идут? Так, за 2011 год оборот предприятия составил 120, 7 млрд. руб., чистая прибыль – 797 млн.руб. В 2011 году работники предприятия приняли, обработали и доставили более 1,5 млрд писем и бандеролей, более 52 млн посылок и 102 млн денежных переводов. Среднесписочная численность работников сократилась на 5,5 % и составила 312 159 единиц.
Затраты на производство составили 136,1 млрд. руб., выручка – 120, 7 млрд.руб. По официальным данным, на уровень безубыточности предприятие смогло выйти с 2009года, но и даже тогда, когда производство было нерентабельным, государство компенсировало эти потери, как например, в 2008г. в размере 3,6 млрд.руб.
Официальный ответ на вопрос, куда уходят деньги таков: «на модернизацию технологической инфраструктуры, технического и программного обеспечения».
Но сдаётся мне, что все эти высокие прибыли «Почты России» достигнуты как раз за счёт недоплаты сотрудникам почты стоимости их труда, которая и выражается в конкретных цифрах заработной платы и повышением цен на оказываемые услуги. А отнюдь не за счёт технологической модернизации.
Но в принципе, мы с вами, дорогие граждане, живём в капиталистическом государстве, в котором даже государственное предприятие построено на капиталистических методах управления, а значит на беспощадной эксплуатации работников. Капиталистическое ФГУП «Почта России» элементарно грабит своих работников, недоплачивая им и получая за счёт этого сверхприбыль.
Пока сами работники почты не осознают этого и не поднимутся на борьбу за улучшение условий своего труда хотя бы по примеру своих уважаемых британских коллег «Ройял Мэйл», которые только за апрель 2013г., три раза объявляли забастовку, то грабёж и нещадная эксплуатация будут продолжаться ещё долго.
А мы, остальные простые граждане РФ, «потребители услуг», давайте с большим пониманием относиться к трудностям и заботам работников почты на местах, не забывать поздравлять их с профессиональным праздником, да и просто чаще улыбаться при встрече, помня о том, что они работают ради нас.
Алексей Пономарёв
г. Белая Калитва