Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Аналитика » Молодое поколение: общественно-политические интересы и ценности
Суббота, 19 Окт 2019
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Молодое поколение: общественно-политические интересы и ценности

Печать

Статья доктора философских наук, политического обозревателя газеты "Правда" о молодежи в зеркале социологических исследований.

 


В.И. Ленину принадлежит знаменитая формула, высказанная 110 лет назад: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Если учесть, что мы живём в чрезвычайно политизированное время, то жизнь в обществе включает в себя в качестве важнейшей составляющей вовлечённость в политику. Конечно, на неё влияют социальное положение человека, его общественный опыт и уровень общественно-политических знаний. В результате политическая активность личности проходит ряд ступеней: от интереса к политической информации до активного участия в политических объединениях. «Успех нашего дела, — отмечалось в докладе, представленном VIII (июньскому) пленуму ЦК КПРФ «Дело Великого Октября и задачи молодёжной политики КПРФ», — во многом зависит от того, насколько идеи Октября будет готова подхватить лучшая часть молодёжи, насколько воспримет и разовьёт она наследие советского социализма».
 

Тормоза политического взросления


В ходе исследования российского общества весной этого года учёные ИС РАН выясняли интерес соотечественников к политическим событиям в стране. Прежде всего бросается в глаза то, что молодёжь менее всех других возрастных групп россиян интересуется политикой. Опрос показал, что 43% респондентов в возрасте не старше 30 лет утверждают: политика их не интересует. Среди поколения 30-летних так заявили на 12% меньше, среди лиц в возрасте 41—50 лет ею не интересуется каждый четвёртый, а среди тех, кто старше 50 лет, — только каждый пятый. Таким образом, среди молодых доля тех, кто хотя бы пассивно интересуется политическими процессами, в два с лишним раза меньше по сравнению со старшим поколением.

Надо прямо сказать: такое положение ненормальное. Более того, никаких ссылок на исторические аналогии найти здесь практически невозможно. А если мы вспомним дооктябрьские съезды партии, то средний возраст их делегатов едва превышал нынешний комсомольский. В докладе Президиума ЦК партии VIII (июньскому) пленуму ЦК КПРФ приводились такие данные: «В 1907 году средний возраст самой партии был менее 30 лет. В 1917-м половина её членов была в возрасте от 26 до 35 лет, а ещё около 7% составляли молодые люди до 25 лет». В той среде В.И. Ленин не только за свою мудрость, но и за возраст воспринимался товарищами как Старик. Между тем на II съезде РСДРП ему было 33 года, и только в его анкете делегата X съезда РКП(б), состоявшегося в марте 1921 года, в графе «возраст» появилась запись «50 лет».

Сегодня молодых можно не без оснований упрекать в некоторой политической инфантильности. Но её причины, в конечном счёте, не индивидуальные, а социальные. Во-первых, это результат разлагающего воздействия буржуазного агитпропа, в частности, навязывания молодым стандартов и стереотипов общества массового потребления.

Во-вторых, массовое удлинение сроков учёбы, а значит, более позднее вступление в «сознательную» взрослую жизнь, способствует росту социальной инфантильности молодёжи. Кстати, господствующий класс это хорошо понимает и потому содействует поддержанию в массовом сознании стандарта необходимости получения высшего (фактически — недовысшего, ограниченного бакалавриатом) образования, причём в значительной степени оторванного от социально-экономических и производственно- технологических потребностей общества, а потому мало связанного с трудоустройством выпускников, получивших дипломы.

В-третьих, сознательная ориентация молодого поколения не на труд (труд при капитализме не бывает делом чести, славы, доблести и геройства), а на досуг и секс также способствует формированию политического безразличия.

И, наконец, в-четвёртых, ответственность за политическое безразличие значительной части не только рабочей, но и учащейся молодёжи в немалой степени лежит на первичных и местных отделениях КПРФ. О весьма приличной дистанции, отделяющей их от молодёжи, говорит средний возраст членов КПРФ: он превышает 60 лет.

Между тем база для политического влияния коммунистов в молодёжной среде весьма благоприятная. По данным всё того же исследования Института социологии РАН «Российская повседневность в условиях кризиса: как живём и что чувствуем?» (весна 2015 года), 61% молодых россиян оценивают нынешнюю ситуацию в Российской Федерации как «напряжённую, кризисную» или даже «катастрофическую». Это несколько ниже, чем среди более зрелых наших соотечественников (в возрастной когорте 31—40 лет такие негативные оценки дают в сумме 88% респондентов), но и этот показатель не даёт сомнений в наличии массовой базы для продуктивной работы КПРФ в молодёжной среде.

А если мы возьмём не всё население, а лишь его бедную (только официально бедную по российским стандартам!) треть, то полученные социологами данные можно рассматривать как упрёк в наш адрес. Доля бедных «по доходам» и «по лишениям» (так их классифицируют учёные ИС РАН) среди лиц в возрасте 18—30 лет за последнее десятилетие выросла и достигает в сумме 50% в данной возрастной когорте. Это заметно больше, чем во взрослых возрастных группах. При этом тревожность по поводу социально-политической обстановки в сегодняшнем российском обществе (неясность перспектив, угроза остаться без работы и средств к существованию, невозможность получить желаемое образование и т.п.) среди молодёжи превышает 70%. Причём сильнее всего её ощущает самый юный пласт. Среди 18—21-летних «обычную» тревожность ощущает почти четвёртая часть респондентов, а высокую тревожность — каждый второй опрошенный. Эти люди серьёзно нуждаются, во-первых, в поддержке и умном совете, во-вторых, в целенаправленной организации их социальной защиты.
 

Ценность социальной справедливости


Важнейшим качеством российского общества, одинаково присущим всем возрастным когортам, является чувство социальной справедливости. Причём, по данным ИС РАН, оно стабильно сохраняется уже в течение двух десятилетий, во время которых учёными проводятся такие исследования. Вот данные самого последнего опроса, проведённого нынешней весной. Социологи интересовались у респондентов их жизненными приоритетами в условиях, когда на дворе кризис и более половины россиян, по европейским меркам, живут в бедности. Первое место в этом рейтинге заняло «финансовое благополучие», что неудивительно всегда и особенно понятно в пору спада экономики и роста бедности. На втором месте — «желание жить в более справедливом обществе». Третьим «призёром» стали «дружба, общение». В целом семь из одиннадцати позиций, проанализированных социологами, носят сугубо социальный характер. Но именно они заняли семь первых мест. Принципиально важно, что здесь молодёжь шла в ногу с более зрелыми поколениями.

Хотя надо признать, что и на понимании справедливости недостаточная социальная зрелость вступающего в жизнь поколения, безусловно, сказывается. Это ярко проявилось, когда социологи сопоставили ответы двух возрастных групп: моложе 30 лет и старше 50. Вот как выглядит это сопоставление при ответе, скажем, на вопрос: «Справедливо ли, что люди с высокими доходами могут дать своим детям лучшее образование, чем люди с низкими доходами?»

75% представителей старшего поколения сочли такие общественные отношения несправедливыми. Из молодых респондентов такую оценку дали «только» 62% (в общем-то это очень немало и убеждает, что советское миропонимание в значительной степени присуще и нынешней молодёжи). Доля сомневающихся в справедливости такого положения в стране примерно одинакова у обеих когорт: соответственно 21% и 19%. А вот разница между теми, кто считает подобную социальную практику несправедливой, и теми, кто её воспринимает как норму, почти троекратная: 6% и 17%. Эту особенность молодёжного сознания предстоит коренным образом изменить, и решать эту задачу предстоит молодым коммунистам и комсомольцам.

Но надо прямо сказать: нас интересуют не абстрактные представления молодых о справедливости и несправедливости, а перековка этих представлений в практические действия, направленные на борьбу за социализм, за революционную смену капиталистического строя обществом, которое будет стремиться, как писал К. Маркс, к товарищескому способу производства.

Между тем надо признать: если мы ведём речь о миллионах молодых людей, то их недовольство несправедливостью режима, установленного в результате контрреволюционного переворота 1991—1993 годов, пока ограничивается кухонным пространством. В лучшем случае идёт процесс овладения молодёжью основами социалистических идей, которые мы должны помочь превратить в материальную силу.

Посмотрим, насколько серьёзны и глубоки антибуржуазные идеи, которые присущи сегодняшней молодёжи. Пропагандистский пресс режима, реализующего, несмотря на словесную трескотню о патриотизме, неолиберальные модели в экономике, бесследно не проходит. Социологи предложили респондентам занять позицию либо либералов, либо этатистов (государственников, державников). В молодёжной когорте в каждой сотне на 48 государственников нашлось 11 либералов. Конечно, можно быть удовлетворённым таким соотношением: выходит, очень низка продуктивность ежеминутного вдалбливания в юные головы индивидуализма, эгоизма, противопоставления личных корыстей интересам общества и прочих либеральных клише.

Но с неменьшим основанием можно и печалиться, так как часть молодёжи проявляет совсем не присущий её природе конформизм, соглашательство с царством несправедливости и золотого тельца. То же соотношение у старшего поколения 51—60-летних принципиально иное: 64% к 5%. Разница в ответах — это в немалой степени результат нашей недоработки в молодёжной среде — как среди учащихся, так и среди молодых рабочих и специалистов.

Изъяны в нашей работе в значительной степени компенсируют сама бесчеловечность и эксплуататорская сущность капитализма. Как давно установлено, они выветривают и даже вышибают младенческие иллюзии политически незрелой молодости. Уже в возрастной группе 31—40-летних на 10 либералов приходится 58 государственников.

Но подобный «автоматизм» часто даёт далеко не те результаты, которые соответствуют программным установкам КПРФ. Обратимся к итогам опубликованного в прошлом году исследования «Бедность и бедные в современной России». Респондентам был задан вопрос: поддерживают ли они власть или готовы пойти за оппозицией? Среди молодёжи до 30 лет на каждых трёх поддерживающих власть приходится пять сторонников оппозиции, но в сумме они составляют только 40%, а остальные 60% «никого из них не готовы поддерживать».

Звериный лик правящего в России режима достаточно успешно отталкивает нормальных людей от нынешней власти, но чтобы они не превратились в равнодушных, живущих по принципу «моя хата с краю», необходима постоянная, систематическая работа коммунистов в пролетарской среде. Нужна такая же продуманная и постоянная работа комсомольцев среди учащейся молодёжи. Впрочем, разделение это условное: требуется согласованная, дружная работа коммунистов и комсомольцев.

В документах VIII (июньского) пленума ЦК КПРФ читаем: «Социалистическое сознание юных пролетариев не может возникнуть стихийно».
 

Учить и учиться классовой борьбе


Учёные ИС РАН поставили респондентам вопрос в лоб: считают ли они необходимой смену власти? Среди молодёжи 18% выбрали позицию: «Нынешняя власть должна быть заменена во что бы то ни стало», но остальные продемонстрировали заурядное соглашательство: «При всех своих недостатках нынешняя власть в России заслуживает поддержки». Можно допустить: часть молодых товарищей не осознала, что таким выбором она заявила, что при всех своих недостатках капитализм в России заслуживает поддержки. Горше всего непонимание, что подобная подмена равнозначна предательству интересов трудящихся классов. Агитационно-пропагандистская работа КПРФ в молодёжной среде должна вестись прежде всего на этом направлении.

Здесь имеет смысл напомнить ленинский наказ молодёжи, борющейся за построение социализма. Он был высказан В.И. Лениным на III съезде РКСМ: «Коммунистический союз молодёжи только тогда оправдает своё звание, что он есть Союз коммунистического молодого поколения, если он каждый шаг своего учения, воспитания, образования связывает с участием в борьбе всех трудящихся против эксплуататоров».

О том, что Владимир Ильич считал приоритетной задачей комсомола его участие в классовой борьбе, говорит уже то, что через три-четыре минуты своей речи он снова, почти дословно, повторяет этот тезис: «Я ответил на вопросы, чему мы должны учиться… Я постараюсь ответить и на вопрос, как этому нужно учиться: только связывая каждый шаг деятельности.., каждый шаг воспитания, образования и учения неразрывно с борьбой всех трудящихся против эксплуататоров».

До чего же актуально это звучит в условиях реставрации капитализма! Пока сохраняется всевластие частной собственности, пока командные высоты в экономике и политике принадлежат капиталу, пока в Кремле и московском «Белом доме» сидят его верные слуги, главным направлением борьбы коммунистов, в том числе молодых коммунистов, объединившихся в Ленинский коммунистический союз молодёжи РФ, является класс эксплуататоров. Его ядро — крупный капитал во главе с ненавистными народу олигархами. Поэтому полностью сохраняют в нынешних условиях свою силу и актуальность выводы В.И. Ленина, высказанные на III съезде РКСМ:

«А в чём состоит эта классовая борьба? Это — … капиталистов свергнуть, уничтожить класс капиталистов». Это значит уничтожить возможность эксплуатации человека человеком, возможность превращения труда наёмного работника в источник прибыли частного собственника.

Отношение к власти многогранно. После воссоединения Крыма с Россией массовое сознание в нашей стране наполнилось некоей политической эйфорией, даже маниловщиной на тему возрождения Советского Союза под руководством президента В.В. Путина. Но строить мост поперёк всевластия капитала в Крыму никто в Кремле не собирался. Этот символический мост отношений с Крымом строится так, чтобы олигархи могли ускоренно пополнять свои банковские счета. И такую природу нынешней российской внутренней и внешней политики наши соотечественники сумели понять быстро. Значит, классовое сознание трудящихся России становится всё более зрелым.

Осенью 2014 года учёные ИС РАН в результате серьёзного опроса россиян установили, что во всех возрастных группах возвращение Крыма в состав РФ считали положительным явлением более 70%. Самая низкая поддержка была в молодёжной среде — 73%, у лиц старше 60 лет она доходила до 84%. Отрицательную оценку давали от 6% (в группе старше 60 лет) до 11% (в группе моложе 30 лет).

Весной 2015 года опрос был повторён. Выяснилось, что эти полгода серьёзнейшим образом повлияли на то, чтобы оценки случившегося стали спокойнее и трезвее. И это при том, что В.В. Путин принародно придал воссоединению Крыма с Россией не просто символическое, а «огромное цивилизационное, сакральное (?!) значение». Итак, данные весеннего опроса 2015 года: теперь только 60% молодёжи (в 1,22 раза меньше) согласились, что «это победа России, имеющая важное политическое значение», но уже каждый третий заявил, что «это событие имеет как позитив, так и негатив». В то же время отрицательную оценку выставили в полтора раза меньше (7% вместо 11%) молодых людей. Кстати, в когорте 51—60 лет положительный показатель сократился в 1,3 раза, а отрицательный упал до 3% (вместо 6%).

Таким образом, ажиотаж восторгов по поводу власти явно схлынул. Классовая природа оценок политических событий постепенно проявляется всё сильнее и сильнее. Наша задача — способствовать углублению пролетарского подхода к каждому сколько-нибудь значимому общественному событию.

Принципиальный способ решения этой задачи указал В.И. Ленин в той же речи на III съезде комсомола: «Союз коммунистической молодёжи должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин. Союз должен быть таким, чтобы любой рабочий видел бы в нём людей, учение которых, возможно, ему непонятно, учению которых он сразу, может быть, и не поверит, но на живой работе которых, на их деятельности он видел бы, что это действительно те люди, которые показывают ему верный путь.

Если Коммунистический союз молодёжи во всех областях не сумеет построить так свою работу, это значит, что он сбивается на старый, буржуазный путь».

Кто рискнёт сказать, что этот наказ молодым коммунистам, равно как и не совсем юным членам КПРФ, устарел? Даже если он и не по нутру, всё равно не признается. Дело, правда, за тем, чтобы его выполнять.
 

Школа борьбы — это школа конкретных дел


Коммунистическая работа предполагает прежде всего конкретные дела. Тем более когда речь идёт о молодёжи. Она в силу её возрастных особенностей оценивает любую политическую структуру не по лозунгам, а по способности воплощать их в жизнь. Это особенно справедливо в отношении оппозиционных партий. К тому же оппозиционность КПРФ предполагает в качестве стратегической цели не борьбу за депутатские и министерские мандаты в рамках буржуазной системы, а систематическую, постоянную деятельность, нацеленную на замену диктатуры буржуазии диктатурой пролетариата. Об этом принципиальном марксистско-ленинском положении напомнили прошлогодний VI (октябрьский) и нынешние VII (мартовский) и VIII (июньский) пленумы ЦК КПРФ.

Однако когда дело доходит до участия в конкретных формах борьбы с буржуазным строем, то социологические исследования показывают достаточно скромные результаты. Вот данные об участии россиян в акциях протеста и отношении к ним. Прежде всего обнаруживается, что наиболее склонна к участию и одобрению протестных акций самая молодая группа респондентов. В упоминавшемся социологическом исследовании «Бедность и бедные в современной России» сообщалось, что пятая часть молодёжи в возрасте 18—21 года, которая отнесена социологами к бедным, с одобрением «относится к людям, принимающим участие в акциях протеста, митингах, демонстрациях и т.д.», а также сама принимает в них участие. Это самый высокий протестный показатель в данном исследовании. Доля как молодых, так и зрелых людей, которые к участникам акций относятся с одобрением, но сами в них участия не принимают, колеблется в среднем между 35—38%. Однако основной массив и всех респондентов, и их молодёжной части — это люди, которые безразличны как к акциям протеста, так и к их участникам. Их доля колеблется в среднем между 46% и 57%.

Эти данные интересны тем, что помогают определить приоритетные направления работы с молодёжью. Социологические исследования ИС РАН весьма убедительно показывают, что молодёжью всё энергичнее овладевают идеи неприятия капиталистического жизнеустройства и необходимости его преодоления с помощью реальных действий. Но пока это осознание фрагментарно, оно не сформировалось как чёткая классовая позиция. Более того, эти «кухонные» настроения являются объектом борьбы не только коммунистических сил, но и либералов. Поэтому предстоит серьёзно помочь молодым трудящимся быстрее сделать правильный выбор.

Наиболее понятный и сильный аргумент против либералов: трудящаяся молодёжь для них является не более чем массовкой. Но чтобы победить в этом противостоянии, надо лишить классового противника в этой идеологической борьбе и других преимуществ, в частности, наступательности и радикальности. Но добиться этого можно только одним способом: быть наступательнее и радикальнее самим.

Ещё одним важным преимуществом КПРФ в борьбе за молодёжь может стать чётко налаженная политическая учёба: она позволяет быстро понять, что к молодому поколению борцов партия относится не как к массовке, а как к серьёзным участникам борьбы, которые призваны вести за собой конкретные пролетарские коллективы. А чтобы быть способными вести за собой других, надо быть теоретически «подкованным». Для этого партия и учит эту молодую смену революционных борцов.

Именно так ставила задачу большевистская партия с первых дней своей деятельности. Уже на историческом II съезде РСДРП была принята резолюция «Об отношении к учащейся молодёжи». Её примечательность в том, что большевики изначально ориентировали молодёжь на овладение теорией марксизма-ленинизма: «Второй съезд РСДРП… предлагает всем организациям партии оказать всяческое содействие этой молодёжи в её стремлениях организоваться и рекомендует всем группам и кружкам учащихся, во-первых, поставить на первый план в своей деятельности выработку в своих членах цельного и последовательного социалистического миросозерцания, серьёзное ознакомление, с одной стороны, с марксизмом, а с другой стороны, с русским народничеством и западноевропейским оппортунизмом среди современных борющихся передовых направлений; во-вторых, стараться при переходе к практической деятельности заранее заводить связи с социал-демократическими организациями, чтобы воспользоваться их указаниями и избегать, по возможности, крупных ошибок в самом начале работы».

Исходя из реалий сегодняшнего дня, VIII (июньский) пленум ЦК партии в своих документах указал: «Борьбу за молодёжь и ради молодёжи КПРФ ведёт фактически на два фронта: против олигархической власти и её либерально-оранжевой «альтернативы». Защищая интересы и права молодого поколения, мы должны помочь ему твёрдо усвоить: при малейшей возможности служащая капиталу власть опрокидывает любые социальные гарантии».

А теперь попытаемся подвести итог обсуждения опыта Великого Октября и задач молодёжной политики КПРФ на прошедшем в июне пленуме ЦК и богатого социологического материала о молодёжи, собранного Институтом социологии РАН. Этот итог прост и одновременно очень сложен: практика революционной борьбы и глубокое изучение марксистско-ленинской теории — таковы два основных направления молодёжной политики, поднявшей знамя марксизма-ленинизма.

 
 



Rambler's Top100