Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Аналитика » Помогает ли ЦБ РФ развитию российской экономики?!
Суббота, 20 Апр 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Помогает ли ЦБ РФ развитию российской экономики?!

Печать

В большинстве стран центральные банки обладают значительной независимостью, ЦБ РФ не является исключением. Основная идея независимости центральных банков состоит в том, чтобы не дать политикам, которые ориентируются на достаточно короткий электоральный цикл и стремятся получить краткосрочную выгоду, использовать ЦБ в финансировании дефицита бюджета, что может увеличивать инфляцию.

 

Но, как показывает опыт США, если есть необходимость, то можно пренебречь этой независимостью. В недавний кризисный период с 2008 года ФРС США финансировала дефицит бюджета через программу «количественного смягчения». ФРС начала применять эту схему для борьбы с последствиями мирового финансового кризиса. В рамках этой программы ФРС вливала деньги в экономику, скупая на рынке долговые обязательства, а также казначейские облигации США.


Смысл «политики смягчения» в том, что для преодоления кризисных явлений ФРС США наводняет экономику деньгами, а также делает максимально доступными кредитные ресурсы, снижая ставку рефинансирования.


Во многом благодаря указанным мерам, экономика США быстро преодолела последствия кризиса и вскоре вышла на устойчивую траекторию роста.


Этот факт означает, что гораздо важнее не обеспечить независимость Центробанка любой ценой, а создать определенную систему выработки решений, которая будет подразумевать ту или иную форму согласования политики правительства и ЦБ для обеспечения общегосударственных целей. Наш Центробанк (далее - ЦБ РФ) основывает свою независимую денежно-кредитную политику на утверждении, что увеличение денежной массы провоцирует увеличение уровня инфляции. В качестве аргумента приводятся данные США, Великобритании, Японии и др. Однако, в странах, с которыми проводится сравнение, норма денежной массы существенно превышает величину ВВП. В среднем величина коэффициента монетизации экономики в мире составляет 125%, в Японии — 247,8%, в Южной Корее — 134,5%, в Китае — 194,5%, в Индии — 80,4% (для сравнения, в России в 2016 г. – 42,4 %). При этом минимальным пороговым значением считается показатель равный 50%, а нормой считается — 70%.


По данным Всемирного банка, практика Китая, Индии, Малайзии и других развивающихся стран доказывает прямую связь между уровнем монетизации и экономическим ростом: при прочих равных условиях, чем выше уровень монетизации, тем выше темпы экономического роста, тем более объемным и диверсифицированным является денежный спрос, более крупные потоки денежных ресурсов перераспределяются для финансирования экономического развития. И наоборот, низкая монетизация ведет к торможению экономического роста, к чрезмерной зависимости от коротких инвестиционных вливаний нерезидентов, завышенной цене денег в экономике.


 В России занижена норма денежной массы. Инфляция в России имеет немонетарный характер и определяется следующими факторами: неэффективная антимонопольная и тарифная политика государства; ежегодный пересмотр тарифов естественных монополий, в которые включаются рост цен, высокий уровень процентных ставок, повышенная норма прибыли, высокие издержки, которые включаются в цену товара не по научно-обоснованным нормам, а по фактическим затратам; неконкурентный характер ценообразования. Если на деле бороться с инфляцией, то делать это нужно не путем снижения монетизации экономики, а путем устранения указанных факторов, провоцирующих рост инфляции, а также повышением эффективности российской экономики.


Именно недостаточная эффективность экономики России и есть главная причина инфляции: индекс производительности труда в 5 раз меньше, чем необходимо; доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП — 22,3% (2016 г.), а необходимо в 3 раза больше; доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 20,3% (2016 г.), а необходимо не менее 30%, износ основных фондов составляет почти 50 %.  


В условиях экономического кризиса ЦБ РФ осуществлял антикризисные мероприятия совсем не так, как это делали в аналогичных условиях ЕЦБ И ФРС.


Традиционно объектами денежно-кредитного регулирования являются денежная масса, от размера которой зависит динамика основных показателей развития экономики, ставка процента, валютный курс, скорость обращения денег, уровень инфляции и др., ЦБ РФ является приверженцем политики повышения ставок с целью уменьшения денежной массы и снижения инфляции.


Однако, классик теории денег, нобелевский лауреат Тобин доказал, что ключевой целью денежной политики центрального банка должно быть создание благоприятных условий для максимизации инвестиций для обеспечения экономического роста.


Мировой опыт свидетельствует, что при сбалансированном развитии экономики сдерживание инфляции достигается за счет роста объемов и эффективности производства, а не за счет ограничения денежной массы и деградации производства. Для того, чтобы денежная эмиссия не вызывала рост инфляции, ее необходимо трансформировать в кредитование производства и инфраструктуры для его развития.


В условиях кризиса европейские и американские центральные банки в отличие от ЦБ РФ не ставили главной целью борьбу с инфляцией.


Отличительной чертой мирового кризиса 2008-2009 гг. в США стало сокращение инвестиций в реальный сектор и рынок ценных бумаг. Несмотря на это, уровень кредитования рос параллельно с рисками, а ликвидность тем временем стремительно падала. Так как инвесторы стремились удерживать денежную массу, возник ее серьезный дефицит. Главным инструментом денежно-кредитной политики ФРС США является ставка рефинансирования. Она устанавливается на кредиты, выдаваемые кредитным организациям. Поскольку в момент кризиса ставка находилась практически на нулевом уровне, ФРС не могла дальше понижать её и возникла так называемая ловушка ликвидности. Именно по этой причине ФРС обратилась к другому инструменту, который способен изменять количество денег в экономике — операции на открытом рынке.


За счет купли/продажи краткосрочных государственных облигаций у банков и других финансовых организаций ФРС могла оперативно балансировать ситуацию в экономике. В ходе этих операций регулятор изменяет количество денег в экономике и одновременно меняет доходность краткосрочных государственных облигаций, которая, в свою очередь, определяет межбанковские ставки. Чтобы осуществлять операции на открытом рынке без ссылки на эти ставки, специально для ФРС США и была разработана программа количественного смягчения. Смысл которой в том, что для преодоления кризисных явлений ФРС США наводняет экономику деньгами, применяя количественное смягчение, а также делает максимально доступными кредитные ресурсы, снижая ставку рефинансирования. За время действия программы США на 4 триллиона долларов увеличили финансирование реального сектора экономики и финансового рынка. Во многом благодаря указанным мерам, экономика США быстро преодолела последствия кризиса и вышла на траекторию роста.


Европейский Центробанк (далее – ЕЦБ), в отличие от ФРС США, пошел по пути прямой поддержки банков. Нормы обязательного резервирования не изменялись с момента создания ЕЦБ до начала 2012 года, они были повышены лишь с 1 % до 2 %. При этом обязательное резервирование в Европе касается только краткосрочных обязательств (до 2-х лет). Повышение норм резервирования преследует цели сократить денежную массу, понизить ликвидность и сократить диапазон кредитов.


ЕЦБ провёл программу LTRO15, которая подразумевала выдачу банкам долгосрочных кредитов на рефинансирование старых долгов на сумму 489 млрд. евро под максимум 1 % годовых. В результате чего было создано 193 млрд. новых евро. В первый же день за рефинансированием обратилось 523 банка.


Таким образом, политикой ЕЦБ в отличие от политики ФРС США деньги в экономику вливаются не безвозмездно, а в виде рефинансирования.  То есть, ЕЦБ увеличивает денежную массу, предоставляя банкам кредиты, а это означает, что эмиссия имеет возмездный характер. В результате объем денежной массы значительно увеличивался, и это положительно сказалось на основных макроэкономических показателях. Для преодоления рецессии осенью 2014 года ЕЦБ начал полноценное количественное смягчение путём выкупа обеспеченных активами ценных бумаг (ABS). В марте 2016 г. ЕЦБ понизил базовую процентную ставку с 0,05 до 0%, процентную ставку по кредитам — с 0,3 до 0,25% и ставку по депозитам — с минус 0,3 до минус 0,4%. ЕЦБ принял решение о расширении программы политики количественного смягчения с €60 млрд в месяц до €80 млрд. Размер всей программы – примерно 1 трлн. евро. За время антикризисных мер ЕЦБ на 3 триллиона евро оказал помощь реальному сектору.


В отличие от ФРС и ЕЦБ и их ключевых ставок, ЦБ РФ в период кризиса в 2014 году увеличивает ключевую ставку с 5 до 17 процентов, потом постепенно, меняя несколько раз в год ключевую ставку, снизил ее до 9,25 %.


Одна из главных проблем, мешающая экономическому росту в России в недоступности и дороговизне кредитных ресурсов — отсутствие «длинных» денег. Коммерческие банки не более чем на неделю приобретают средства, а часто – на день. Резервирование осуществляется под 14 %, в Евросоюзе резервирование осуществляется только для краткосрочных кредитов (1-2 года) под 1-2%. Задолженность в банковской системе ЦБ РФ составляет порядка 3,5 трлн. рублей.


При этом, в Европе, и в Японии, и в Китае существуют так называемые преференции вовнутрь, что означает льготное кредитование регулятором банка, который выдает долгосрочный кредит местным предприятиям. Российская же банковская система главным образом занимается кредитованием не на долгосрочный, а на краткосрочный период. Так кредиты промышленным предприятиям выдаются, в основном, не под модернизацию производства и обновление основных фондов, что предполагает долгосрочные кредиты, а на восполнение оборотных средств.


Преференции же получают ограниченный ряд банков с государственным участием. Во многом это происходит потому, что ЦБ РФ не отвечает за экономический рост, а 23 центробанка мира отвечают за: рост экономики, поддержание стабильности валюты, уровень безработицы.


Для нашего же ЦБ РФ важнейшим является таргетирование инфляции и лишение лицензий банков с «космической скоростью». За время «правления» Э.Набиуллиной лицензий лишились почти 300 банков. Но возникает вопрос, почему ЦБ не отвечает за то, что сам выдает лицензии ненадежным банкам или плохо осуществляет банковский надзор?!


По информации замглавы Агентства по страхованию вкладов (далее – АСВ) М.Филатовой банкротства 80 % российских банков, лишившихся лицензии ЦБ РФ, носят криминальный характер. «Если говорить о качестве активов кредитных организаций, при балансовой их себестоимости 100 % реальная их ликвидационная стоимость почти всего 12 %. Практически во всех банках выявлены финансовые операции, имеющие признаки уголовного наказуемых деяний, которые осуществлены бывшими руководителями или собственниками кредитных организаций, 80 % банкротств, к сожалению, носит криминальный характер», – сообщила М.Филатова.


По состоянию на середину мая 2017 г. в АСВ находится более 4,5 тыс. дел о банкротстве должников ликвидированных банков, общая сумма требований составляют более 400 млрд рублей. Процедуры банкротства открыты в 185 банках, и лишь в 38 кредитных организациях (т.е. 21 %) есть какие-то поступления по обслуживанию задолженности. Однако, после завершения процедуры банкротства 90 % задолженности не обслуживается. При этом, министр финансов РФ А.Силуанов заявил, что в результате банкротств проблемных банков размер потерь, понесенных государством в только в 2016 г., составил 100 млрд рублей.


АСВ старается найти деньги у бывших собственников банков, но за 10 лет суммарно подобные претензии к собственникам составили 134,5 млрд рублей, из них суды удовлетворили иски на сумму 17,4 млрд. рублей, однако реально кредиторам удалось получить по ним лишь жалкие 174 млн. рублей.  Все активы и капиталы, которых так не хватает для развития реальных секторов нашей экономики, выведены за рубеж, а за эту проблему также отвечает ЦБ РФ. Так можно ли сказать, что ЦБ РФ успешно способствует развитию российской экономики?!


Поэтому необходимо внести поправки в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», касающиеся увеличения ответственности ЦБ РФ за экономический рост.



Н.Коломейцев,
зам.руководителя фракции КПРФ
ГД РФ 7-го созыва



Rambler's Top100