Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Аналитика » Коррупция - угроза обществу и меры по её преодолению. В помощь лектору системы политической учёбы
Суббота, 23 Фев 2019
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Коррупция - угроза обществу и меры по её преодолению. В помощь лектору системы политической учёбы

Печать

28 января в зале заседаний Ростовского обкома КПРФ прошло очередное планое занятие в системе политической учебы коммунистов, в ходе которого была рассмотрена тема № 10 из рекомендуемых Президиумом ЦК КПРФ тем политических занятий на 2018/19 учебный год "Коррупция - угроза обществу и меры по её преодолению". Предлагаем вашему вниманию текст лекции, подготовленной секретарём Ростовского обкома КПРФ И.Н. Нестеренко.

 

Лекция

Коррупция - угроза обществу и меры по её преодолению


Прежде чем начать нашу беседу необходимо определиться с основным понятием. И так, что же подразумевается под термином коррупция?


Коррупция (от лат. corruptio — подкуп, порча, растление, продажность, разложение) — это преступление, заключающееся, с одной стороны, в использовании должностным лицом прав, представленных ему по должности, для противоправных деяний (порчи, ущерба) в целях личного обогащения; с другой стороны — в подкупе заказчиком преступления должностного лица с целью получения незаконной выгоды.


Согласно Федеральному закону о противодействии коррупции № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.


На практике различают два вида коррупции — бытовая (на дорогах, в медицине, образовании и т. д.) и деловая, в которой участвуют чиновники и предприниматели. (См.: Орленко Л.П. Как подавить коррупцию // http://www.sovross.ru; 2 апреля 2016 г.). Деловая коррупционная преступность заключается в том, что предприниматели дают чиновникам взятки за различные услуги, которые позволят улучшить условия ведения и развития их бизнеса по сравнению с другими предпринимателями.


1. Коррупция в России. Исторический экскурс


Проявления коррупции широко известны в истории нашей страны. С XV века в России существовала система кормлений. За их счёт и содержалась местная администрация. Взяткой признавался только «посул» — подношение судье. Как говорилось в народе: «Пред бога с правдой, а пред судью с деньгами». Кормления были отменены лишь Петром I.


То, что дореволюционная Россия была пронизана коррупцией и беззаконием, признавали не только писатели и общественные деятели. Вот что писала Екатерина II о стране времён своего правления: «Ищет ли кто места — платит, защищается ли кто от клеветы — обороняется деньгами, клевещет ли на кого кто — все происки свои подкрепляет дарами».


Окончательно коррупция была признана криминальным явлением лишь в середине XIX века. Но положение дел кардинально не улучшилось. В конце того же столетия настоящим «клондайком» являлось железнодорожное строительство, переданное в частные руки. «Притчей во языцех» стали хищения в годы Русско-турецкой войны 1877—1878 годов и Русско-японской войны 1904—1905 годов.


Кризис царской власти перед Февральской революцией также сопровождался всплеском коррупции. В финансовых махинациях были замешаны близкие ко двору люди: Г.Е.Распутин, А.А.Вырубова, А.Н.Хвостов, И.Ф.Манасевич-Мануйлов и другие. Подобные факты серьёзно осложняли попытки антикоррупционной борьбы, хотя в годы правления Николая II законодательство трижды ужесточалось. Мздоимство особенно разрослось в период Первой мировой войны.


В 1915—1916 годах русская контрразведка и тайная полиция вскрыли факты крупных коррупционных преступлений в Земгоре и военно-промышленных комитетах. Пока чиновники, распределявшие оборонные заказы, наживали баснословные состояния, армия сидела на голодном пайке. Лица, вовлечённые в коррупционные схемы, как тот же А.И.Гучков, после свержения монархии входили в состав Временного правительства.


2. Советский опыт борьбы с коррупцией


Пример успешной борьбы с коррупцией подала наша страна в период социалистического строительства. Молодая Советская республика оказалась перед сложной задачей. Хозяйственная разруха, слом старого государственного аппарата и дефицит новых кадров усложняли преодоление коррупции. Тем не менее, с первых дней новой власти большевики проявили готовность искоренить данный вид преступлений. Уже в ноябре 1917 года декрет Совета народных комиссаров «О рабочем контроле» устанавливал, что владельцы частных предприятий и представители рабочих и служащих, выбранные для контроля, подлежат уголовной ответственности за сокрытие материалов, продуктов, заказов и другие злоупотребления.


8 мая 1918 года по инициативе В.И.Ленина был составлен декрет Совета народных комиссаров «О взяточничестве». Новая власть действовала решительно, чтобы изгнать из управления жуликов и проходимцев.


Условия гражданской войны привели к ужесточению законодательства. В число видов наказаний за должностные преступления был включён расстрел.


Введение НЭПа вызвало рост коррупции. В 1922 году создаётся Центральная комиссия по борьбе со взяточничеством при Совете труда и обороны. Возглавил комиссию лично Ф.Э. Дзержинский. Принятый в том же году Уголовный кодекс РСФСР рассматривал взяточничество как контрреволюционное преступление. При наличии отягчающих обстоятельств он предусматривал расстрел и полную конфискацию имущества.


В советском обществе и в органах власти СССР установились нормы, отличные от норм поведения царского чиновничества. Личное обогащение порицалось. Скрыть факты незаконного обогащения было крайне трудно. В результате в период становления и развития СССР коррупция как система была ликвидирована. Она сохранилась на бытовом уровне, но государство настойчиво наказывало преступников.


В советские годы на пути коррупции стояло не только законодательство. На её пути стоял нравственный закон, лежавший в основе воспитания граждан. Он определял нормы поведения абсолютного большинства людей. Любой, кто замышлял преступление, знал, что попирает не только Уголовный кодекс, но и незыблемые моральные законы, принятые народом. А этот фактор сдерживал куда сильнее, чем страх перед правоохранительными органами.


Примером успешного противодействия коррупции стали послевоенные годы. Спекуляциям и хищениям была объявлена решительная борьба.


После смерти Сталина советское руководство стало допускать всё больше ошибок, в том числе в сфере борьбы с коррупцией. К 1980-м годам в отдельных регионах страны расцвели клановость, местничество, всевозможные приписки.


Рост коррупции в высших эшелонах власти следует рассматривать как один из главных факторов разрушения СССР.


На научно-теоретической конференции «Марксизм и революция», состоявшейся 13 мая 2018 года в Москве, организованной ЦС РУСО, в выступлении доктора экономических наук, профессора А.А. Ковалёва содержится следующая оценка причин разрушения социализма в СССР и других странах бывшего социалистического лагеря:


«…в начале 1960-х годов потребовались новые движущие силы, новые побудительные мотивы для дальнейшего развития производства на базе новой НТР и повышения жизненного уровня народа. Необходимо было развивать социалистические по своей природе движущие силы, в т.ч. и самоуправление трудящихся, которые в соединении с новой, информационной НТР (в частности, с автоматическими системами управления) обеспечили бы мощный взлет Страны Советов. Но этого, к сожалению, не произошло, и вот почему.


Бюрократии, которая весьма глубоко укоренилась в условиях долгих лет «чрезвычайщины» с ее административными методами управления, в принципе чужд был дух самоуправления трудящихся, контроля снизу. Не случайно была отменена диктатура пролетариата и было провозглашено «общенародное государство», а КПСС из партии рабочего класса превратилась в «партию всего народа» (на XXII съезде КПСС в 1961 году). Но свято место пусто не бывает. Вместо руководящей роли рабочего класса место заняла бюрократия, которая в поисках дополнительных стимулов развития производства пошла по пути развития рыночных отношений. Экономика стала работать на прибыль.


Однако развитие рыночных отношений было в принципе несовместимо с высоким уровнем обобществления производства, плановой системой, и прибыль стала уходить «в тень». В условиях отсутствия контроля со стороны рабочего класса многие руководители предприятий стали бесконтрольно присваивать часть прибыли и использовать ее в теневой экономике для самовозрастания капитала. Так в недрах социалистической экономики зародился и стал набирать силу механизм капиталистического производства и накопления.


Со временем в своем паразитизме интересы коррумпированной высшей бюрократии и пробуржуазной части руководителей предприятий всё более взаимно переплетались, сращивались, образуя единый антисоциалистический класс, противостоящий силам социализма. Этот тандем и стал главным фактором торможения научно-технического прогресса, деформаций в плановом ведении хозяйства и в конечном счете главной ударной силой перехода к капитализму.


В полном соответствии с бюрократизацией советского общества и наполнением экономики пробуржуазными элементами советское государство всё больше приобретало черты парламентаризма. Под одним флагом КПСС, в Верховном Совете СССР теснились самые разные течения, фракции, в том числе представляющие интересы бюрократии и пробуржуазных элементов.


Что же касается истинных коммунистов, то они в своем большинстве были уже весьма далеки от решительных, революционных методов борьбы против явных врагов социализма.


По мере того, как рабочий класс терял свой авангард, он становился добычей всякого рода «демократов», которые затем использовали его для прихода к власти.


В то же время новый расклад политических сил в стране и либеральное состояние КПСС позволили мировой буржуазии, прежде всего американской, весьма успешно выращивать и всячески поддерживать антисоциалистические, пробуржуазные силы внутри страны, подкупать и подчинять их своей воле, вплоть до высших руководителей страны, а через них влиять на политику СССР, контролировать ее и, наконец, диктовать свои условия, подчиняя все эти действия стратегическим ее интересам — уничтожить социализм, развалить экономику и превратить страну в сырьевой придаток Запада.


Таким образом, главной, коренной причиной поражения социализма является ослабление, а затем и отмена диктатуры пролетариата. что неизбежно привело к усилению бюрократизации в советском обществе. Бюрократия породила буржуазные элементы, а их сращивание с бюрократией создало силу, которая стала тормозом в развитии производительных сил и производственных отношений. а затем и фактором разрушения завоеваний социализма. Соединение этой силы с мировой буржуазией довершило этот процесс»


3. Коррупция - бич современного российского общества


Наша страна откатилась в криминальный капитализм. Социальное неравенство и культ денег, свойственные этой системе, изначально провоцируют коррупцию. Безудержное потребление становится главным мерилом успеха и состоятельности личности. Капитал рассматривает его как основной стимул деятельности человека. На таких принципах воспитывается большинство людей, живущих в капиталистическом обществе.


Широкий размах коррупции в сегодняшней России — давно доказанный факт. Ею поражены практически все сферы общественного устройства. Глубину этой проблемы подтверждают исследования. По Индексу восприятия коррупции Россия стабильно находится среди 50 наиболее неблагополучных стран. Наши соседи по рейтингу — африканские государства и Украина. Конечно, такие рейтинги составляют далеко не беспристрастные организации. Но это не отменяет размаха российской коррупции.


В декабре 2017 года генпрокурор России заявил, что за последние три года ущерб от коррупции составил 148 миллиардов рублей. Это втрое больше, чем расходы федерального бюджета на фундаментальную науку.


За первое полугодие 2017 года было зафиксировано 160 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции. При этом статистика таких преступлений за тот же период намного ниже — 18,4 тысячи. Девятикратную разницу никто официально не объяснил. Остаётся предполагать, что лишь малая часть дел доходит до суда. Остальные тихо «гасятся». А это наглядно указывает на существование разветвлённых и стойких коррупционных схем.


Эффективная борьба со спрутом коррупции невозможна, пока его щупальцами опутаны правоохранительные органы. По данным Генеральной прокуратуры, только за первые 9 месяцев 2017 года более 1 300 сотрудников этих органов оказались замешаны в коррупционных преступлениях. По уголовным делам проходят почти 400 прокуроров, судей и следователей — целая армия тех, от кого зависит правосудие в стране, и кто превратил его в частный бизнес. Такой бизнес нередко процветает в сфере уголовного и гражданского делопроизводства, в судах и следственных органах. Стали возможными и закрытие уголовных дел за взятку, и фальсификация уголовных обвинений против неугодных. В сегодняшней России преступник может купить освобождение от наказания, а злоумышленник — несправедливое наказание конкурента. Привычной практикой стало и давление на сотрудников правоохранительных органов, которые честно выполняют свою работу.


Уполномоченный по правам человека в РФ Т. Москалькова в своём годовом (за 2016 г.) докладе справедливо отметила, что «самым опасным и драматическим фактором, нивелирующим борьбу с коррупцией и подчас загоняющим эту борьбу в тупик, является коррупционная коррозия самой правоохранительной системы и разного рода надзорных и проверяющих органов. Как следствие — техногенные и иные катастрофы, обвалы производственных конструкций, обрушения зданий, прорыв теплотрасс, аварии на дорогах, отравления недоброкачественной пищей, пожары и многие другие трагедии, приводящие к человеческим жертвам». (https://rg.ru/2016/03/24/ombudsman-doklad-dok.html).


Жёстким и тем более жестоким российское антикоррупционное законодательство назвать сложно. В нём существует множество дыр и лазеек. Они позволяют высокопоставленным коррупционерам уходить от ответственности или максимально смягчать наказание. Например, статья 290 Уголовного кодекса РФ — «Получение взятки» — предусматривает очень широкий диапазон карательных санкций. Даже особо крупный размер взятки не обязательно влечёт за собой тюремный срок. Злоумышленник может отделаться штрафом.


В целом, законодательство России довольно благожелательно относится к коррупционерам высокого ранга. Госдума отказалась ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН против коррупции. Данная статья предусматривает принятие жёстких мер против незаконного обогащения.


В этой связи вспоминается едкое замечание древнеримского мыслителя Цицерона: «Взяточники должны трепетать, если они наворовали лишь столько, сколько нужно для них самих. Когда же они награбили достаточно для того, чтобы поделиться с другими, то им нечего более бояться».


Большинство высокопоставленных фигурантов коррупционных дел успешно избегают серьёзных наказаний. Хрестоматийным примером стал процесс над экс-министром обороны А.Э. Сердюковым по делу «Обороносервиса». Махинации на миллиарды рублей фактически прощены. В декабре 2013 года ему было предъявлено обвинение в халатности. В феврале 2014 года следствие в отношении Сердюкова было решено прекратить. К 20-летию Конституции РФ он подпадал под амнистию. Карьера чиновника при этом не слишком пострадала. Ещё находясь под следствием, он был назначен на крупную должность в госкорпорации «Ростех».


Руководитель департамента имущественных отношений министерства обороны Е.Н.Васильева также отделалась «лёгким испугом». Отбыв в колонии «целых» 34 дня, она условно-досрочно вышла на свободу.


Коррупция, развиваясь среди верхних слоёв руководства страны, как гангрена, как раковая опухоль стала распространяться вниз, разлагая самые нижние этажи государственной машины, разрушительно действуя на мораль и нравственность людей. Сегодня, как показывает практика, в России покупается и продаётся всё: от оценок в школе до покупки места депутата в Государственной думе РФ. В своём выступлении на IV Евразийском антикоррупционном форуме на тему «Предупреждение коррупции: новые подходы» председатель на тот момент Счётной палаты РФ Т. Голикова отметила, что особому коррупционному риску подвержены процедуры приватизации государственной и муниципальной собственности, сферы управления государственным имуществом, контрактная система в сфере государственных закупок. Также серьёзным элементом коррупции является офшорная экономика, используются низконалоговые юрисдикции с целью получения необоснованных преференций. (http://audit.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/21444/).


Так как коррупция не имеет границ, то борьба с ней относится к проблеме не только внутригосударственного, но и международного права. В целях повышения результативности в борьбе с коррупцией Российская Федерация 8 марта 2006 года ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. А в 2008—2013 годах был принят ряд федеральных законов и поправок к ним, приводящих антикоррупционное законодательство РФ в соответствие с этой Конвенцией: Национальный план противодействия коррупции утверждён 31 июля 2008 года, Федеральный закон «О противодействии коррупции» подписан 25 декабря 2008 года, Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010—2011 утверждены 13 апреля 2010 года. Аналогичные Национальные планы противодействия коррупции утверждаются каждые два года.


Наиболее полно административный ресурс в качестве особого вида коррупции проявляется на выборах в различные органы власти на всех уровнях. Власть, используя своё положение, в обмен за неувольнение с работы работников бюджетной сферы принуждает их голосовать за представителей власти. Этим власть показывает, что она насильственно принуждает работников бюджетной сферы стать взяткополучателями и взяткодателями. А именно: бюджетные работники от власти получают взятку в виде сохранения рабочих мест, и в то же время они сами дают взятку в виде голосования за лиц, на которых укажет власть.


Безусловно, этим власть показывает, что она ради сохранения самой себя вовлекает работников бюджетной сферы в коррупционную деятельность. А это квалифицируется как преступление. Причём как двойное преступление — против государства и против народа. И так как в современной России против коррупции борются сами коррупционеры, то и нельзя ожидать каких-либо положительных результатов.


К подобному виду коррупции следует отнести и так называемую досрочную отставку губернаторов перед выборами, сопровождаемую со стороны президента РФ неизбежным назначением их временно исполняющими обязанности. Так как при таких отставках административный ресурс остаётся в руках и. о. губернатора, то он и старается использовать его без риска для своей карьеры, и потому успешно проходит процедуру перевыборов. А когда проходят выборы президента РФ, то губернаторы, доказывая свою преданность власти, широко используют административный ресурс уже в интересах сохранения высшей власти в неизменном виде. И это показывает, что и на высоких уровнях власти также присутствуют в одном лице и взяткополучатели, и взяткодатели.


Всё это указывает на необходимость считать административный ресурс государственных органов как особый вид коррупции, и потому требует внесения соответствующих поправок в закон о борьбе с коррупцией и введения самых строгих меры ответственности и наказания.


Но понятно, что система власти нацелена на воспроизводство самой себя.


4. Формы и методы борьбы с коррупцией в Китайской Народной Республике


Надо признать, что в любой стране мира, где в той или иной степени, так или иначе развиваются товарно-денежные отношения и функционирует рыночная экономика, существует коррупция в разных формах и в разных масштабах. И в борьбе с этим злом применяются различные методы. Так, например, в США, Великобритании, России и других странах господствует убеждение, что если полицейским и государственным чиновникам давать очень высокие оклады и разного рода льготы в пенсионном обеспечении, то они не захотят или побоятся брать взятки. А вот в Китае не считают правильным давать слишком большие привилегии для чиновников и для работников правоохранительных органов и выплачивать им слишком большие оклады. И поэтому в борьбе с коррупцией китайское руководство применяет довольно радикальные методы. В борьбе с коррупцией Китай не оставляет «живого места», один за другим уничтожая коррупционные элементы. Если при такой борьбе чиновники опасаются контроля, то народ доволен.


В Китае заниматься бизнесом по закону не запрещается чиновникам, мэрам городов, руководителям провинций, работникам министерств и даже армейским офицерам. Любой руководящий работник за проявленную им инициативу, за предложенное что-то новое, за внедрение новых форм организации сельской или городской промышленности имеет право на определённое вознаграждение, а не только на регулярную заработную плату. Любому функционеру из органов государственного управления не запрещается помогать работе некоторым коммерческим предприятиям или экспортно-импортным структурам, помогая им вести переговоры и способствовать заключению тех или иных сделок. Интересы государства в советах директоров крупных и средних корпораций могут представлять и чиновники разных уровней, что приносит им дополнительные и, может быть, очень большие доходы. Однако получение доходов во всех случаях находится под строгим контролем партийных комитетов или армейских руководящих структур. И если окажется, что подобного рода коммерческая деятельность чиновников осуществляется втайне от партии или от армии, то она превращается в тяжкое преступление.


Разумеется, что для всех работающих в системе государственной власти Китая существует система разнообразных поощрений, которая сочетается с интенсивным идеологическим воспитанием и контролем, а также с системой крайне жёстких наказаний мздоимцев, независимо от занимаемых постов в иерархии власти.


Российские СМИ, в частности «Российская газета» за 25 июня 2009 года, ссылаясь на китайские данные, сообщали, что за период с 2000 по 2008 годы в Китае по обвинению в коррупции было расстреляно 10 тысяч чиновников разного уровня и 120 тысяч были осуждены на длительные сроки заключения.


За случаями взяточничества от 50 000 юаней (около 8 тысяч долларов) и нецелевого использования государственных средств более 100 000 юаней очень внимательно следят органы прокуратуры КНР. В КНР действует негласное правило, по которому незаконный доход, превышающий 100 тысяч юаней (1 миллион рублей), карается заключением от 10 лет и выше — вплоть до пожизненного. В отдельных случаях коррупционер приговаривается к смертной казни.


Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины (ЦКПД) является штабом антикоррупционной войны. У неё очень скромный штат, в котором работают компетентнейшие специалисты в лице бывших министров. Им трудно заморочить головы туманными отговорками. Кроме того, в целях недопущения скрыть малейшие нарушения местные следователи комиссии информируют о своих действиях как местные власти, так и непосредственно руководство ЦКПД в Пекине.


Секретарем ЦКПД до октября 2017 года был Ван Цишань.


В октябре 2017 года на этот пост был избран Чжао Лэцзи. Ван Цишань, считающийся ближайшим соратником председателя КНР Си Цзиньпина не смог попасть в новый состав Центрального комитета партии из-за достижения предельного возраста — 69 лет. Напомним, в КНР действует негласное правило, согласно которому партийные деятели, возраст которых превышает 67 лет, не могут занимать ключевые посты, пишет «Сина синьвэнь»


Пресса Китая со ссылкой на ЦКПД публиковала весьма решительные заявления Вань Цишаня: «ввергнуть коррупционеров в бездну страха, навести на них трепет», чтобы члены партии «не хотели, не осмеливались и не могли совершать коррупционные дела». Такова цель деятельности ЦКПД.


Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины проверяет множество сигналов о возможных нарушениях. В места, откуда поступили сигналы, выезжают её мобильные группы и напрямую общаются с народом. Безусловно, что полное искоренение коррупции в Китае — это задача будущего, а сегодня коррупционеры пока ещё работают, в том числе и на весьма высоких должностях. Но как можно было судить по степени возрастания ненависти к Ван Цишаню в стане его противников, и как всё ощутимее становились симпатии народа к нему, то можно сказать, что ЦКПД превратилась в серьёзнейший фактор антикоррупционной политики «пятого поколения руководителей» во главе с Си Цзиньпином.


За последние 3,5 года из Китая в США сбежали 7 тысяч коррупционеров, которые вывезли 50 миллиардов долларов. В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией Китай принял решение расширить поле деятельности за счёт борьбы и против превращения зарубежных стран в рай для китайских коррупционеров. Для этого Пекин заключил 52 международных договора о помощи в уголовных делах (в том числе экономической направленности) и 39 договоров об экстрадиции. Только в 2014 году согласно этим договорам были арестованы 749 подозреваемых в совершении должностных преступлений.


В КНР вопросами преследования беглых чиновников и возврата их незаконно нажитого имущества из-за границы активно занимается специальная Канцелярия при Координационной группе по борьбе с коррупцией ЦК КПК. В страхе держит жульё и беспощадная ЦКПД. Вся эта антикоррупционная машина постоянно набирает обороты, что не даёт возможности вольготно жить коррупционерам в КНР. Все принимаемые меры в борьбе против коррупционных дел на уровне государства, а также её результаты, говорят о том, что Китай не на словах, а на деле ведёт непримиримую борьбу против такого зла, как коррупция.


В целях поимки за границей и возврата беглых коррупционных чиновников и членов КПК Китай ежегодно, начиная с апреля 2015 года, стал проводить кампанию под названием «Небесная сеть». Для проведения такой операции власти КНР передают в Интерпол список из ста наиболее разыскиваемых беглых преступников, подозреваемых в коррупции. Операции «Небесная сеть-2015» и «Небесная сеть-2016» показали высокую эффективность борьбы с коррупцией. Например, в рамках операции «Небесная сеть-2016» из более 70 стран и районов мира были возвращены 1 032 беглых чиновника, в том числе 134 сотрудника правительственного аппарата. Вместе с этим были возвращены средства в размере 2,4 млрд. юаней.


Как сообщило 10 января 2019 года информационное агентство Regnum:

Глобальная охота на коррупционеров, проводимая центральным правительством Китая, принесла в 2018 году весомые плоды. В общей сложности в Китай было возвращено 1335 беглецов, которые в совокупности увезли с собой 3,54 млрд юаней ($ 519,44 млн) незаконно заработанных денежных средств. Деньги были успешно возвращены в китайскую казну.


В число беглецов вошли 307 бывших членов Компартии Китая или госслужащих, сообщили в Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины и в Национальной надзорной комиссии.


Благодаря кампании по поимке беглых коррупционеров Sky Net (англ. «Небесная сеть») власти Китая за четыре года смогли вернуть в страну 5 тыс. беглецов из более чем 120 стран и регионов мира. В общей сложности 10 млрд юаней (97,5 млрд. рублей по курсу ЦБ РФ) было возвращено в Поднебесную за указанный срок.


5. Предложения КПРФ по преодолению коррупции


КПРФ энергично и последовательно выступает за всестороннюю борьбу с коррупцией. Именно наша партия предлагает конкретные меры по искоренению этого зла. В 2010 году фракция КПРФ внесла на рассмотрение Государственной думы законопроект о ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции. Провластное большинство, однако, заняло иную позицию. В 2014 году доработанный законопроект был внесён повторно, но его ждала та же участь.


Предложения КПРФ по преодолению коррупции следующие:


Во-первых, требуется ужесточить наказания за коррупционные преступления. «Коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам», — писал в XVII веке английский философ Томас Гоббс. Необходимо пересмотреть антикоррупционное законодательство. Главным критерием здесь должно быть не количество, а качество. Не плодить количество нормативно-правовых актов, а сделать законы максимально чёткими. Не допускать разночтений и юридических лазеек. За взятки и хищения в крупных размерах должно следовать реальное тюремное заключение, а не штрафы и условные наказания.


Необходимо вернуть в уголовное законодательство институт конфискации имущества за тяжкие преступления. В особых случаях она должна распространяться и на имущество близких родственников коррупционера. Необходимо ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН.


Во-вторых, сдерживанию коррупции будет способствовать пресечение оттока капитала за рубеж. В год из России утекает по 50—70 млрд. долларов. Это колоссальная сумма. Заслон этому может поставить переход ключевых банков страны в государственную собственность.


В-третьих, необходимо сформировать в обществе нетерпимость к любым проявлениям коррупции.


Официальная пропаганда навязывает мнение о том, что коррупция является «неизбежным злом», а взяточничество якобы присуще самой природе русского человека. Вся мощь идеологии и пропаганды должна быть направлена на то, чтобы заклеймить коррупцию как безусловное зло. С самого раннего возраста гражданин должен видеть в ней преступление, не менее страшное, чем воровство.


В-четвёртых, должен быть внедрён принцип неотвратимости наказания за совершённые преступления. Готовясь получить взятку или принять участие в мошенничестве, чиновник должен ясно понимать, что его ждёт суровая кара. Чувство безнаказанности порождает новые преступления.


В-пятых, необходимо поставить под действенный контроль доходы и расходы всех чиновников. Покупка должностными лицами недвижимости, предметов роскоши, бизнес-активов должна вызывать немедленную реакцию со стороны правоохранительных и надзорных органов. Надо немедленно возродить народный контроль.


В-шестых, нужно срочно навести порядок в системе государственных тендеров. Допускаемые к ним компании должны проходить тщательный аудит, иметь стаж успешной работы не менее 5 лет. Оплата из бюджета должна проводиться исключительно по факту выполненных работ. Реестр этих работ должен быть открыт для публичного доступа.


В-седьмых, крайне необходимо обеспечить ремонт политической системы. Давно назрела судебная реформа. Суды должны стать выборными, а судьи — подотчётны гражданам. Народу надо вернуть существовавшее в советское время право граждан отзывать не оправдавших доверие судей. Назрело создание специализированных государственных структур по борьбе с коррупцией. Крайне важно возродить действенную систему парламентского контроля и наделить должными полномочиями Счётную палату.
Важнейшее условие успешной борьбы с коррупцией — преодоление политического монополизма в стране и широкое развитие демократии. Решению этой проблемы откровенно мешает полное слияние правящей партии с правительством. Этот мощный союз чиновников и олигархов активно отстаивает интересы крупных собственников, а не простых граждан.


Невзирая на неоднократные попытки КПРФ в Государственной Думе ФС РФ, до сих пор не принят закон об основных гарантиях оппозиционной деятельности. Возможно, наступает время установить правило: если все фракции, составляющие меньшинство, выступают против решения однопартийного большинства, оно не может считаться принятым.


Мы убеждены: главное условие обуздания коррупции — возвращение к социализму, построение государства социальной справедливости.


Да, суровость и неотвратимость наказания — неотъемлемые условия победы над беззаконием. Но даже они не позволят искоренить коррупцию, если не изменить систему, созданную на гнилом фундаменте криминально-олигархического капитализма.

 


Литература:


1.    Коррупция – угроза обществу и меры по ее преодолению. Доклад Председателя ЦК КПРФ Зюганова Г.А. // Политическое просвещение, М., 2018. № 2 (103);


2.    Ембулаев В.Н. Борьба с коррупцией в Российской Федерации и Китае// Политическое просвещение, М., 2018 № 1 (102);


3.    regnum.ru/news/2549832.html


4.    regnum.ru/news/2338032.html



Rambler's Top100