Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Аналитика » Трансформация национальной идеи: «сталинская» и российская конституция
Суббота, 25 Янв 2020
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Трансформация национальной идеи: «сталинская» и российская конституция

Печать

2 декабря 2019 года, в преддверии дня Конституции СССР 1936 года (сталинской) и в честь приближающегося 140-летия со дня рождения И.В. Сталина  в зале заседаний Ростовского обкома КПРФ в рамках политической учёбы прошёл круглый стол по теме "Трансформация национальной идеи: «сталинская» и российская конституция". Публикуем текст выступления на круглом столе секретаря Ростовского обкома КПРФ И.Н. Нестеренко.



Прежде чем обратиться к Конституции, необходимо, исходя из темы нашего круглого стола остановиться на определении самого термина – «национальная идея».


«Большая актуальная политическая энциклопедия» (2009 г.) даёт такое определение: «- это систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических, художественных произведений, т. е. могущее иметь как рациональный, так и образный вид.


Национальная идея как бы отвечает на вопрос о смысле бытия определенной исторической общности: этноса, народа, нации, государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии».


«Современный философский словарь» (1998 г.) определяет национальную идею, как «систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических текстов, художественных произведений. Суть национальной идеи составляет проблема смысла бытия данного народа-этноса. Смысложизненная проблематика конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих содержание национальной идеи. Среди них вопросы о "начале" исторической судьбы народа, о его генетических истоках, об историческом будущем, о целях его существования, об исторической и культурной миссии, о его месте в мире, об отношениях с соседями, об основаниях его уникальности, об особенностях национального характера и др.»


Национальная идея в дореволюционной России имела достаточно сильный религиозный аспект, причем с упором на православие, которое хотя и исповедовалось большинством населения, но было немало и сторонников других религий.


Одним из первых русских царей, который был озабочен поиском национальной идеи и созданием государственной идеологии был царь Николай I (расстрелявший в 1825 году восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге). С этой целью, в марте 1833 года Николай назначил на пост Министра народного просвещения России Сергея Семёновича Уварова. С его подачи в России вошла в обиход триединая задача образования: «Православие. Самодержавие. Народность». Немного позже эта формула стала основой, так называемой теории официальной народности. Она получила еще одно звучание: «За веру, царя и Отечество». (статья Л. Максимова «Национальная идея и национальная идеология России»)


«Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть» - писал С.С. Уваров.


Самодержавие – второй элемент тройственной формулы. «Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать в народное сознание и с ним развиваться» - подчеркивал русский министр образования. Носитель верховной самодержавной власти – государь, располагающий юридически неограниченными правами и прерогативами, но несущий величайшую ответственность перед Богом за вверенные ему державу и народ.


Народность – это духовное осмысление нации, ее духовных и нравственных задач на земле, приобщение юношества к «святилищу народных понятий».


Далее автор вышеупомянутой статьи даёт определение национальной идеи Советского государства: «После революции 1917 года национальной идеей стал социализм, а впоследствии коммунизм.


Власть большевиков стала воспитывать людей на новых идеях. Основными направлениями этой работы стали пропаганда революционных традиций, героизма защитников социалистического Отечества и готовность граждан к его защите, единения пролетариев всех стран, формирования нетерпимости к агрессивным замыслам капиталистических стран.


«Государство – писал В.И. Ленин – сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы всё знают, обо всём могут судить и идут на всё сознательно».


Если обратиться к времени принятия Конституции 1936 года, то будет актуальным следующая характеристика, приведённая в упомянутой статье: «Несмотря на отсутствие большой роскоши, и высокого жизненного уровня, в стране царил высокий духовный подъем, желание добиться наивысших результатов в социалистическом соревновании, гордость за жизнь в первом в мире социалистическом государстве. Как подчеркивала Президент Международного центра науки и культуры «ЗИНОВЬЕВ-ЦЕНТР» Ольга Зиновьева: «СССР отличался уникальной созидательной радостью».


Именно этим духом созидательности проникнута «сталинская» конституция 1936 года, высшая идея которой заключается в решении задачи по искоренению и недопущению возрождения системы эксплуатации "человека человеком".


Сталинская конституция стала передовым документом своей эпохи, самой демократичной конституцией именно благодаря положениям её 10-ой главы – «Основные права и обязанности граждан».


Конституция закрепляла право на труд, на отдых, на образование, устанавливались равные одинаковые права для мужчин и женщин, гарантия неприкосновенности жилища и личности. До 1936 года ни в одной стране мира подобный права и свободы не были официально закреплены за всеми гражданами. Кроме того, Конституция не только декларировала эти права, но и указывала на их обеспечение.


Например, «Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.


Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы».


Сравните со статьей 37 Конституции РФ 1993 года:


1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.


2.Принудительный труд запрещен.


3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.


4.Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. (право на забастовку является таким же «эфемерным», как и право народа на референдум, поскольку последующими законами процедура объявления забастовки обставлена такими условиями, что становится нереальной – прим. авт.)


5.Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».


Конституция СССР 1936 года гарантировала право на отдых в статье 119 следующим образом:


«Граждане СССР имеют право на отдых.


Право на отдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов».


И в этой статье обратим внимание на прописанные гарантии обеспечения права.


Основной Закон, принятый в 1936 году, подводил черту под эпохой классовых битв, обозначая правовые контуры новой, подлинно народной власти - власти Советов. Да и написан он был в значительной степени самим народом. проект Конституции СССР 1936 года прошел почти двухгодичную предварительную "обкатку", в его обсуждении приняли участие свыше 50 миллионов человек (55 процентов населения страны) и в ходе этого всенародного обсуждения было предложено около 2 миллионов поправок, дополнений и предложений.


Текст Конституции 1993 года был опубликован всего за месяц до референдума естественно никакого обсуждения, да ещё и после показательно жестокого расстрела Верховного Совета, просто не было организовано. И если Сталинская Конституция фиксировала положение о том, что вся власть в СССР принадлежит политической основе государства - Советам депутатов трудящихся, Конституция 1993 года, продекларировав в статье 3 о том, что носителем власти является народ, в IV главе фактически передала всю полноту власти президенту.


У противников Советской власти стало традицией скептически относится к 10-й главе конституции 1936 года. И здесь будет нелишним привести слова И.В. Сталина, сказанные им в беседе с председателем американского газетного объединения «Скриппс-Говард Ньюспейперс» Рой Говардом 1 марта 1936 г. «Мне трудно представить себе, какая может быть «личная свобода» у безработного, который ходит голодным и не находит применения своего труда. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода». (Сталин И.В. Cочинения. — Т. 14. Издательство «Писатель», 1997. С. 103-112).


И в заключение было бы неправильно не обратиться к национальной идее современной России. Судя по действиям власти в сфере школьного воспитания, вышедших на экраны в последнее время фильмы, пропагандируемые на официальных телевизионных каналах, и по мнению ряда авторов, основой национальной идеи современной России пытаются сделать патриотизм. Вот что говорит об этом В.В. Путин: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее».


«Толковый словарь» Д. Даля объясняет слово патриот так: "любитель Отечества, ревнитель о благе его», то есть человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества".


Судя по данным недавнего опроса Левада-центра, согласно которым эмигрировать из России хотели бы 53% россиян в возрасте от 18 до 24 лет, с воплощением патриотизма, как национальной идеи, пока очень большие проблемы.


В качестве причин к такому желанию опрашиваемые назвали беспокойство за будущее детей, экономическую и политическую обстановку.


Эти вопросы в первую очередь и определяются отношением собственности, структурой власти и избирательной системой.


Что касается собственности, то в современной Конституции частная собственность стоит в перечислении на первом месте. В Конституции 1936 года, естественно, такого понятия не было.


Статья 4 Конституции СССР гласила: «Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком».


Статья 5. «Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».


В СССР была личная собственность. Статьи 7 и 10 определяли:


«Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно уставу сельскохозяйственной артели.
...
Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом
».


Уместно будет здесь провести и ещё одну статью, развеивающую некоторые мифы современных очернителей советского периода.


Статья 9. «Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда». То есть допускалось трудиться лично с использованием своей личной собственности, но без привлечения наёмного труда!


А вот что говорится о частной собственности в «Энциклопедии права» (2015 г.):


«В частной собственности может находиться любое имущество, кроме отдельных его видов, которые в соответствии с законом не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности не ограничивается. В соответствии с Конституцией РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и др. природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц».


В частной собственности могут находиться не только предметы потребления, но и средства производства! И именно на защите частной собственности, как основы капиталистического строя, сделан в Конституции РФ 1993 года основной акцент.


***


Коснёмся теперь вопроса избирательной системы.


Если избирательной системе в «сталинской» конституции отводилась целая глава – 11-я. То в Конституции 1993 года такая глава отсутствует. Она заменена положением, что «высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы, граждане России обладают правом избирать и быть избранными». А также статьей 32, в которой говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Также вопросы выборов содержатся в статьях, посвященных выборам Президента и Государственной Думы.


В действующей Конституции РФ отсутствует прямое закрепление принципов избирательной системы. Впервые в конституционной практике нашего государства не упоминаются, что выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они оказались утраченными вместе с традиционной главой "Избирательная система". В одном из первых проектов Конституции Российской Федерации, который был вынесен на обсуждение Конституционного совещания в 1993 году, принципы избирательного права формулировались в ст. 7 проекта следующим образом: "Высшим выражением непосредственной власти народа Российской Федерации являются выборы гражданами своих представителей в органы власти и общенародный референдум, проводимые свободным, всеобщим равным, прямым, тайным голосованием".


В настоящее время принципы действующей в государстве избирательной системы определены в основном в текущем законодательстве.


В статье 96 Конституции РФ записано «Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами».


Из чего следует, что Государственная Дума и другие субъекты законотворческого процесса имеют возможность менять нормы законодательства о выборах в зависимости от той или иной политической ситуации. Что мы и имели возможность наблюдать в течение прошедших лет на примере формирования не только этих органов власти, но и органов власти местного самоуправления. Что используется наряду с другими положениями для закрепления власти господствующего класса – буржуазии.


Не говоря уже о том, что, как говорит Г.А. Зюганов в статье «От диктатуры капитала — к власти трудового народа» в газете «Правда»: «выборы превращены в полную профанацию. Под надуманными предлогами власть блокирует неугодных ей кандидатов и использует разнообразные инструменты для проталкивания нужных фигур в руководящие кресла. Ради этого используются откровенные фальсификации, осуществляется насилие над правом, игнорируется элементарная порядочность».


И в заключение, ещё один абзац из вышеупомянутой статьи:


«С социально-экономической точки зрения современная российская Конституция отражает исторически сложившееся в начале 1990-х годов соотношение классовых сил в российском обществе (имеет отчётливо прослеживаемый классовый буржуазный характер – прим. авт.). Оно обусловлено разрушением СССР и временной реставрацией капитализма. Сегодня это состояние уже явно превратилось в тормоз для поступательного развития России, стало препятствием на пути давно назревшего экономического рывка нашей страны. Современное положение Российской Федерации, особенно на фоне обострения международной обстановки, настойчиво требует пересмотра всей системы общественно-политических и социально-экономических отношений, закреплённых в Конституции 1993 года. Будущее России — это обновлённый социализм, социализм ХХI века».
 



Rambler's Top100