В своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916 год) В.И. Ленин акцентировал внимание на законе неравномерности для объяснения причин Первой мировой войны.
Закон неравномерности очень важный, он действует и сегодня. Причем в еще более ярко выраженной форме, чем, скажем, в прошлом столетии. Я не собираюсь сейчас погружаться в политэкономические рассуждения об особенностях действия закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в наше время и его влиянии не геополитику. Отмечу лишь, что в период 1917–1991 гг. наша страна, Советский Союз, выпадала из-под действия указанного закона. Москва лишь учитывала его действие в своей внешней политике (выявляя и используя межимпериалистические противоречия западных стран). А сейчас наше государство (Российская Федерация) оказалось втянутым в систему мирового капитализма, и последствия этого находят свое яркое проявление в экономической динамике постсоветской России.
Я предлагаю здесь познакомиться со статистикой Международного валютного фонда за последние десятилетия для того, чтобы увидеть, что закон неравномерности экономического развития в мире имеет ярко выраженное действие, которое распространяется и на Российскую Федерацию.
Наиболее важным для этой цели является статистический показатель доли страны в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП). При этом для расчета используется величина ВВП страны, рассчитанная по паритету покупательной способности (ППС) национальной денежной единицы данной страны к доллару США.
Расчеты доли стран в мировом ВВП МВФ ведет начиная с 1980 года. Но по Советскому Союза такой показатель не рассчитывался, поскольку Советский Союз не был членом МВФ и исходную информацию в эту организацию не представлял. По Российской Федерации такой показатель стал рассчитываться начиная с 1992 года.
Дам картину в табличной форме по десяти странам мира, включая Российскую Федерацию, за период 1992–2022 гг. с двумя промежуточными годами (2002 и 2012 гг.)
Из приведенной таблицы видно, что восходящая экономическая динамика на отрезке времени 1992−2022 гг. (всего 31 год) была только у двух стран – Китая и Индии. Причем доля Китая выросла в 4,22 раза, а доля Индии – в 2,22 раза. Скорость экономического развития Китая оказалась рекордной не только в группе наиболее крупных стран, но и на фоне всех стран мира (исключения составили несколько экзотических островных территорий со всеми признаками офшоров).
А нисходящая динамика – у США, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Японии, Бразилии. А также, к большому сожалению, и у России. Доля России в мировом ВВП за три десятилетия сократилась в 1,65 раза. Некоторым утешением для России может быть лишь то обстоятельство, что у некоторых стран падение доли было еще большим. В частности, доля Италии упала ровно в 2 раза, а доля Японии – в 2,2 раза. По ходу напомню, что в 70-е и 80-е годы прошлого столетия все восхищались японским «экономическим чудом», все (даже в СССР) говорили о необходимости изучения и использования японского опыта. Но «экономическое чудо» Японии стало быстро меркнуть в последние два десятилетия прошлого века. А в нынешнем столетии о нем уже никто не вспоминает.
Кстати, на отрезке времени 1992−2002 гг. относительное ослабление экономических позиций западных стран не было очень заметно. А у США и Германии был зафиксирован даже небольшой прирост доли в мировом ВВП. Думаю, что начавший уже дряхлеть организм западных экономик взбодрился за счет тех ресурсов, которые он получил от разваливаемого Советского Союза в результате «холодной войны». Но подобного рода «оживляющий» эффект был уже в значительной степени исчерпан в нулевые годы. Западные экономики стали быстро терять свои позиции в мире.
В результате разнонаправленности траекторий экономического развития стран и разной скорости движения по этим траекториям постоянно менялся рейтинг стран по величине ВВП.
Соединенные Штаты Америки имели статус первой экономики мира на протяжении всего прошлого века и части нынешнего. Но свое лидерство Америка утратила несколько лет назад, когда ее обошел сверхдинамичный Китай. В 2016 году доли США и Китая сравнялись – по 16,09%. А в 2017 году доля Китая уже оказалась выше, чем у США. Правда, иногда по инерции Соединенные Штаты продолжают называть «первой экономикой мира». Используя для сравнения номинальные показатели ВВП, которые рассчитываются не по ППС, а по рыночному курсу валют. Но такие показатели, как известно, сильно искажают реальную картину.
В некоторых публикациях МВФ встречается термин «мировая экономика» применительно к некоторым странам. Он применяется к тем странам, доля которых в мировом ВВП составляет 3 процента и более. Любопытно посмотреть, как менялся список «мировых экономик» за последние десятилетия.
Согласно первым данным МВФ, по состоянию на 1980 год в клубе «мировых экономик» были следующие страны (в скобках – доля в мировом ВВП, %): США (21,28); Япония (7,95); Германия (6,37); Италия (4,58); Франция (4,31); Бразилия (4,25); Великобритания (4,02); Саудовская Аравия (3,11); Мексика (3,01). Всего девять государств, в том числе три государства, не относящихся к «золотому миллиарду». Китая на тот момент времени в клубе «мировых экономик» не было, он имел очень скромную долю в 2,26%. Это примерно столько же, сколько имела Испания (2,19%) и даже меньше, чем Индия (2,77%).
Конечно, на тот момент времени второе-третье место в этом рейтинге «мировых экономик» должен был занять Советский Союз, но МВФ, как я отметил выше, не вел статистику по СССР. Согласно одному из независимых исследований (Институт экономики и права Ивана Кушнира), доля Советского Союза в мировом ВВП в отдельные годы имела следующие значения (%): 1970 г. – 12,7; 1975 г. – 10,3; 1980 г. – 7,6; 1990 г. – 8,4.
Получается, что ВВП Советского Союза был примерно таким же, как у Японии. Если доверять приведенным выше цифрам, то приходится заключить, что в последние два десятилетия существования СССР темпы его экономического развития были ниже среднемировых. Но вернемся к теме клуба «мировых экономик». В 1992 году состав его уже заметно изменился по сравнению с 1980 годом. В нем уже не было Мексики и Саудовской Аравии. Зато появились Российская Федерация (ставшая членом МВФ), а также Китай и Индия. Примечательно, что в 1992 году ВВП Российской Федерации еще превышал показатель Китая.
В 2012 году мы уже не видим в клубе «мировых экономик» Великобританию, Францию, Италию, Бразилию. Зато резко укрепляются позиции Китая. Если в 1992 году он занимал пятое место в списке «мировых экономик», то теперь он уже на втором месте – после США. А на третье место выдвинулась Индия.
Наконец, посмотрим на расстановку в 2022 году. Китай, как я уже выше отметил, занял первое место. США отстают от него по величине ВВП на 16 процентов. Третье место еще более уверенно заняла Индия. И что очень неприятно: Россия покинула клуб «мировых экономик», т.к. ее доля упала ниже планки 3%. Количество членов клуба стало минимальным: всего пять. Напомню, что в клубе образца 1992 года было десять стран. Можно сказать, что мировая экономика концентрируется во все меньшем количестве государств. По ходу отмечу, что это очень тревожная тенденция.
Обращу внимание на еще одну любопытную тенденцию. МВФ ведет статистику долей двух групп стран в мировом ВВП. Первая группа – так называемые «развитые экономики» (advanced economies). Это экономики коллективного Запада. Вторая группа – «развивающиеся экономики» (emerging markets and developing economies). Это экономики всего остального мира. Куда, кстати, входят Россия, Китай, Индия и др. Так вот, на отрезке времени 1980–1990 гг. доля первых в мировом ВВП находилась на стабильном уровне 63%, доля вторых составляла примерно 37%. Затем началось постепенное сближение долей двух групп. В 2007 году их доли стали одинаковыми – по 50%. Затем доля развивающихся стран продолжила расти. В настоящее время она достигла 59%. Соответственно, доля стран с «развитыми экономиками» упала до 41%. И эту тенденцию следует оценить как очень позитивную.
В группе тех стран, которые по терминологии МВФ относятся к emerging markets and developing economies, особое место занимает пятерка стран, входящих в БРИКС. Следует обратить внимание на то, что у двух стран-членов БРИКС на отрезке 1992−2022 гг. наблюдалась ярко выраженная восходящая динамика. Это Китай и Индия. Их суммарная доля в мировом ВВП в 1992 году равнялась 7,64%. А в 2022 году она выросла до 25,73%
А у трех стран – динамика нисходящая. Это Россия, Бразилия и ЮАР. У этой тройки совокупная доля в мировом ВВП в 1992 году составила 8,81%. А в 2022 году она снизилась до 5,85%. Суммарном доля пяти стран БРИКС в мировом ВВП составила в прошлом году 31,58%. Это уже больше, чем суммарная доля стран «Большой семерки».
На Китай и Индию в 2022 году пришлось 81,5% суммарного ВВП пяти стран-членов БРИКС. Эта доля росла с момента учреждения БРИКС, и, судя по прогнозам, будет в ближайшее время продолжать расти. В том числе и по причине того, что темпы экономического развития России будут оставаться ниже среднемировых.
По оценке МВФ, доля России в мировом ВВП по итогам нынешнего года упадет до 2,86%. А вот прогноз доли РФ в мировом ВВП на ближайшие годы (%): 2024 г. – 2,81; 2025 г. – 2,75; 2026 г. – 2,69; 2027 г. – 2,63; 2028 г. – 2,58. Картинка не очень радостная. Но это лишь прогнозы, которые далеко не всегда сбываются. Чтобы они не сбылись, мы должны противопоставить таким «пессимистическим» прогнозам свой реалистический план радикальной перестройки российской экономики.
Приведенная выше статистика свидетельствует, что та либеральная модель экономики, которая была взята на вооружение тридцать с лишним лет назад, обрекает нас на прогрессирующее отставание и окончательную утрату Россией статуса «мировой экономики».