Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Уникальный российский гидросамолет Бе-200 горит ясным пламенем
Понедельник, 21 Сен 2020
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Уникальный российский гидросамолет Бе-200 горит ясным пламенем

Печать

Вместе с сибирской тайгой, которую только эта машина и могла бы эффективно тушить.



Лето еще не началось, а Всемирный фонд дикой природы (WWF) России бьет в набат: текущие показатели статистики по лесным пожарам в нашей стране уже в 2,5 раза выше средних многолетних значений. С января по апрель нынешнего года в РФ огнем уничтожено уже свыше 4 млн га.

Площадь российской тайги, охваченная пламенем по состоянию на конец апреля в десять раз превышала аналогичные показатели прошлого года. В Забайкалье — в три раза. В Амурской области — в 1,5 раза. В целом ряде регионов введен режим чрезвычайного положения.

Однако ситуация к лету может осложниться еще больше. Ведь год обещает быть жарким и засушливым.

Отметим, впрочем, что речь не о «чисто русской» проблеме. С 1 ноября 2019 года по 31 января 2020 года в Австралии были зафиксированы беспрецедентные лесные пожары. Если ранее считалось, что экосистема «Страны кенгуру» поглощает весь углерод, выделяемый на ее территории в результате нередких огнеопасных сезонов, то на этот раз «пылающий» континент внес дополнительные 2% в увеличение атмосферной концентрации основных парниковых газов на планете.

Дым от австралийских пожаров создал серьезную опасность загрязнения атмосферы для всего населения континента, снизив качество воздуха над ним до такого же, как в третьем из худших по этому показателю крупных мировых городов — Буэнос-Айресе.

А что творилось прошлым годом в Бразилии — вообще не имеет аналогов. Тамошний Институт космических исследований сообщил, что его спутники обнаружили в части Амазонии, относящейся к «Стране карнавалов», по меньшей мере, 74 155 пожаров. Это на 84% больше, чем за тот же период в 2018 году. Врачи в таких городах, как Порту-Велью, в которых особенно сильно пострадала экология, указывали на более чем трехкратный рост смертельно опасных заболеваний по сравнению с другими предыдущими годами.

Международные лидеры и экологические НПО, напомним, резко осудили президента Бразилии Больсонаро за недостаточность мер по тушению лесных пожаров в бассейне Амазонки. Теперь, похоже, приходит черед России. Если Сибирь грядущим летом запылает, как Амазония или как Австралия, задыхаться будет даже Москва. Ведь дым от гигантских пожаров в тайге в силах распространяться на расстояния до 10 тысяч км.

Кроме того, увеличение атмосферной концентрации основных парниковых газов из-за пылающих на территории РФ деревьев еще больше усугубит изменение климата. А это уже целый комплекс проблем для нашей страны — от политических до судебных. Конечно, если последствия от лесных пожаров в РФ будут ужасными для мира. А они таковыми прогнозируются.

Между тем, эффективно бороться с этим злом нам можно и нужно. Опыт той же несчастной Амазонии показал, что применение специальной авиации для тушения лесных пожаров является самой действенной мерой.

Современные спутники способны обнаруживать возгорания даже небольших площадей. А противопожарная авиация оперативно, в считанные часы, заливать лесной пожар необходимым объемом воды.

Но это, скорее, теория, чем обычная российская практика. У нас обычно в опасную зону просто высаживают мужиков с ручными разбрызгивателями. Или те устраивают встречный пал. А там уж как фишка ляжет. Потушили — молодцы. Нет — ничего страшного, если хотя бы сами унесли ноги.

Об этом, кстати, указано в рекомендациях Всемирного фонда дикой природы России. «В настоящее время численность противопожарных формирований и их оснащение необходимым оборудованием не соответствует нормативам, зарплаты лесных пожарных остаются очень низкими, а в Национальном проекте „Экология“ заложено недостаточно средств на приобретение дополнительной противопожарной техники», — говорится на сайте организации.

Невольно напрашивается закономерный вопрос к властям: а где наши знаменитые на весь мир самолеты-амфибии Бе-200 «Альтаир»? Насколько они эффективны для тушения лесов — можно судить со слов очевидцев и участников событий.

Вот как рассказывает командир воздушного судна Бе-200 Александр Марнохай о лесном пожаре, который мог привести к многочисленным жертвам среди пожарников-десантников: «Подлетев к месту назначения, мы увидели страшную картину: два крупных пожара площадью более 200 га начинают соединяться, а пожарные-парашютисты оказываются в огненной ловушке. Оценив ситуацию, мною было принято решение совершить первые сбросы воды на верховой пожар, который стремительно подходил к лагерю. Уже после третьего слива огонь утратил свою силу».

Казалось бы, сам бог велел нашему правительству увеличить выпуск Бе-200: реальный спрос в стране на «Альтаиры» огромен. Да и при грамотной раскрутке самолеты, собираемые на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) им. Г. М. Бериева, должны пойти на «ура» за границей.

Однако ТАНТК нынче в плачевном состоянии. По данным системы СПАРК, в 2019 году его убыток составил 3,6 миллиарда рублей, увеличившись за год на 800 миллионов. Причем, речь идет о системном явлении. Так, в 2018 году убыток таганрогских авиастроителей вырос на 66%. А в 2017 году он не превышал 1,7 млрд руб. Это может означать очевидное недофинансирование предприятия и/или допотопное производство с большими производственными издержками.

Кроме того, авиазавод им. Г. М. Бериева постоянно в центре скандалов вокруг систематических массовых увольнений сотрудников. Так, в мае 2018 года Таганрог узнал о сокращении 400 сотрудников из-за того, что на территории старого аэропорта перестала работать взлетная полоса. А в ноябре 2019 года местные СМИ сообщили о сокращении еще 800 работников по причине «оптимизации».

Возмущениям в комментариях к этим новостям нет предела. Картина и в самом деле получается очень некрасивая, причем во всех отношениях. Страна может производить хорошую и критически нужную противопожарную авиацию. Но выпускает самолеты Бе-200, условно говоря, по чайной ложке в год.

Результаты таковы. При том, что работа над этим уникальным гидросамолетом начата еще в 1992 году, по состоянию на середину 2019-го всего выпущено лишь чуть более десятка таких машин. Сколько нынче в работоспособном состоянии — тайна сия велика есть. А тайга горит все жарче…

Комментарий заместителя директора по организации летной работы Авиационно-спасательной компании (АСК) МЧС, заслуженного военного летчика РФ, полковника Валерия Крузе:

— Беда этой машины с самой современной авионикой, управлением и системой безопасности в нас самих. Продвижение Бе-200 на рынки сильно затянулось — более чем на 20 лет.

Причин несколько. И большая часть из них — системные. Первой ошибкой авиационных властей стала попытка организовать производство Бе-200 не в Таганроге, а в Иркутске. Где не было подготовленных для этого технических кадров. Поэтому пришлось все возвращать обратно. Но время мы потеряли.

Второй просчет — долгое отсутствие сертификации машины для гражданской авиации. За рубежом постоянно спрашивали: она что у вас - военная? Из-за этого была сильно ограничена работа по продвижению Бе-200, особенно за рубежом.

А ведь еще в 2003 году тогдашний руководитель МЧС Сергей Шойгу это понял. И издал приказ о сертификации самолета по нормативам гражданской авиации. Что помогло уже в 2007 году по просьбе Португалии двумя сертифицированными машинами успешно провести там работы по тушению пожаров.

Помню, очень удивлялся: почему португальцы предпочитают наш более дорогой, чем у них, самолет использовать для этих работ? Ответ потряс: «Вы просто неправильно считаете деньги. Для вас важно, сколько стоит тушение пожара. А мы считаем деньги на спасение каждого оливкового дерева».

То есть — там люди, живущие совсем небогато, но на самом деле пекущиеся о сохранении природных богатств. Они с легким сердцем могут позволить себе потратить большие деньги на приглашение дорогих, зато наиболее эффективных самолетов. В Индонезии, когда мы там работали, та же позиция: в первую очередь считают затраты не на технику, а на ее надежность и эффективность по спасению от огня национального добра.

Комментарий бывшего главного конструктора ТАНТК имени Г. М. Бериева Александра Явкина:

— Самолет-амфибия Бе-200 — уникальное достижение авиационной промышленности России. На сегодняшний день это наш единственный самолет, имеющий заказчика в США, компанию Seaplane Global Air Service Inc. (SGAS). Что является обязательным условием для принятия заявки на сертификацию иностранных самолетов со стороны FAA (Федеральной авиационной администрации) США. Потребность в Бе-200 за океаном возросла после катастрофических пожаров 2018 года в Калифорнии.

В настоящее время ограничение ресурса самолёта Бе-200 не установлено, эксплуатация осуществляется по его фактическому состоянию. Назначенный срок службы — 30 лет. Заправка водой - а это до 12 тонн — возможна на открытом водоеме за считанные 14 секунд. Сброс может выполняться как одновременно из всех баков, «залпом», так и последовательным открытием створок водяных баков. Высокая скорость обеспечивает большую производительность по количеству сбросов воды за час.

При расстоянии «аэродром — пожар» в 100 км, а «аэродром — водоем» в 10 км за одну заправку топливом самолет способен сбросить на очаг пожара до 270 тонн воды. Высокая скороподъемность самолета является значительным преимуществом при пожаротушении в ограниченном рабочем пространстве. Например, в горных областях и при заборе или сбросе воды при наличии препятствий.

Шойгу, когда возглавлял МЧС, эти преимущества понимал и ценил. А вот новое руководство министерства, по-видимому, считает иначе. Насколько мне известно, сегодня МЧС располагает примерно 12 машинами. А как они задействованы, мне неведомо. Не исключаю, что большая часть стоит у заборов.

Но идея ведь была в чем? Машины, как и пилоты, должны находиться, в постоянной боевой готовности. Такая практика, например, принята в Канаде, во Франции, в других странах.

В Канаде тушением пожаров занимается частная компания, а руководит государство. Там заранее готовятся к сезонам возгорания лесов, для того, чтобы пожары предупредить. И уж если где-то обнаруживается очаг, туда сразу вылетает не одна, а несколько амфибий. Они работают в цепочке, подобно людям, передающим ведра с водой. Чтобы процесс тушения горящего сооружения не прерывался.

Самолеты и в России не в одиночку, а целой флотилией должны действовать по схеме: забор воды — взлет — слив на объект. И - новый виток от водоема к лесу. Одиночный сброс, как теперь, эффекта не дает — вода быстро испаряется. И пока самолет — а расстояния в тайге сами знаете у нас какие — возвращается с новой порцией воды, можно уже все начинать сначала.



Rambler's Top100