Подоспели новости импортозамещения, мимо которых, уж простите великодушно, пройти нельзя. Причина проста: то, что КПРФ неустанно твердила о преступной деиндустриализации России, оправдывается с лихвой.
Не успел «Аэрофлот» в мае объявить о масштабных планах закупок российских самолётов МС-21 и «Сухой Суперджет new», как его бывший глава и ныне министр транспорта РФ Савельев их скорректировал: упор будут делать на Ту-214. Что это значит? Ответ прост: последние десятилетия для гражданского авиастроения в нашей стране (когда-то одного из ведущих в мире) можно смело считать потерянными. Ту-214 первый полёт совершил в 1996 году, базируется он на модели Ту-204 (впервые полетел в 1989 году). То есть это ещё советский самолёт.
Российский пассажирский лайнер так и не появился. Летающий с 2008 года «Суперджет» неплох, но это конструктор из отечественных и импортных узлов и агрегатов. МС-21, ещё не пойдя в серию, столкнулся с той же бедой, потому что проектировался по тому же принципу. Степень локализации их производства гораздо ниже, чем у Ту-214, который по советской традиции рассчитывали производить своими силами.
Главная и почти нерешаемая проблема — двигатели. На «Суперджете» они французские, и теперь их для России всё равно что нет. Хотя это самолёт «фирмы» «Сухой», двигатели от истребителя на него не повесишь. Говорят, что на известном предприятии в Запорожье делали подходящие по массогабаритным и мощностным характеристикам силовые установки. Но это было в другой стране, в другой жизни и по нынешним временам — почти что в другой Вселенной.
Сколь ни плохи дела в промышленности, в сельском хозяйстве они не лучше. Вопреки разглагольствованиям «ответственных лиц», здесь РФ тоже не избавилась от импортозависимости. Мало что-то вырастить на своей земле — нужно, чтобы то, что сажают, тоже было своё. А с этим всё сложно: отечественное растениеводство пострадало не меньше, чем машиностроение. Поэтому преобладают в России импортные сорта, которые зависят от целого набора импортных же гербицидов, пестицидов, удобрений, а главное — семенного фонда.
На днях вскрылась серьёзная проблема и с сельхозтехникой. Ростсельмашевский «Акрос» в плане зависимости от импортных деталей оказался тем же «Суперджетом», но среди комбайнов. Ну а те, кто ездит по стране и обращает внимание на технику на полях, знают, как часто попадаются на глаза марки «Клаас» или «Джон Дир». Из-за санкций импортные машины остались без запчастей и расходных материалов. А капиталист — не дурак и, чтобы попрочнее привязать к себе потребителя, делает так, чтобы расходники и детали от другой техники не подходили к его моделям.
Поэтому посеять российские хозяйства в этом году смогли, но уже в уборочную возникли трудности. Что будет дальше? Чтобы два комбайна работали, разбирать третий на запчасти? Но западная техника сколь высокопроизводительная, столь и дорогая. Поэтому даже в кредит или в лизинг хозяйства, не получающие достойной поддержки от государства и сидящие на голодном пайке, могли позволить себе взять зачастую лишь одну-две единицы этих машин. Так что и разбирать-то многим нечего.
Одна надежда у российского крестьянина — на белорусов и их промышленный потенциал, который они все последние десятилетия, в отличие от России, не дербанили, а приумножали. Российская пропаганда раньше очень любила тонко иронизировать над совхозным прошлым Александра Лукашенко и его сохранившимся увлечением сельским хозяйством. Ну а как сейчас, так же смешно? Александр Григорьевич может сегодня подобно Иосифу Виссарионовичу выйти на трибуну и сказать о том, что его страна не умела делать десять — двадцать лет назад, а сегодня производит.
А что по этому поводу может сказать российский лидер? Чтобы его спичрайтеры не утруждались, поможем: пара минут поиска в интернете — и вы найдёте не один мартиролог, где указаны предприятия, которые были и при царях, и при большевиках, но погибли в десятилетия «стабильности». Можно выйти и зачитать: был у России ЗИЛ, а теперь его нет — и далее по списку. И читать придётся ой как долго…