Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Донской подшипник перестанет вертеться?
Пятница, 25 Сен 2020
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Донской подшипник перестанет вертеться?

Печать

В Ростове ликвидируется одно из старейших предприятий Дона


На фоне сводок с коронавирусного фронта почти незамеченной осталась новость о закрытии в Ростове-на-Дону «Десятого подшипникового завода», выпускавшего продукцию для российских автомобильных, металлургических и энергетических компаний. Процедура ликвидации в прошлом одного из крупнейших донских производств уже запущена и будет завершена к концу лета.

Завод разделил участь высокотехнологичных, градообразующих предприятий, уничтоженных на Дону за последние десятилетия. Их приватизировали, банкротили по узаконенной схеме, резали уникальные станки на металлолом, организовывали на освободившихся площадях торговые ряды.

Старейшее ростовское подшипниковое производство в советское время «крутило» немалую часть экономики донского края и всей страны. Оно было основано в 1938 году приказом Народного комиссариата машиностроения СССР на базе мастерских по ремонту подшипников. Не останавливался конвейер даже во время Великой Отечественной войны, тогда ростовское производство было эвакуировано в Баку. В 1955 году ГПЗ-10 получил статус государственного и поставлял свою продукцию ведущим автомобильным заводам СССР. В середине 80-х предприятие выпускало 75 миллионов подшипников в год.

В 1993 году завод был акционирован, и уже тогда предпринимались попытки пустить его с молотка, а на освободившихся площадях устроить складские помещения. Но промышленный тяжеловес выстоял. Даже в конце 90-х он производил более 18 процентов от всего объема выпускаемой продукции подшипниковых предприятий России. Обеспечивал необходимыми деталями ГАЗ, ВАЗ, УралАЗ, Белаз, КРАЗ и другие. Давал работу тысячам жителям Ростовской области (в 1998 году на ГПЗ-10 трудилось почти 4 тысячи человек).

В последующие годы завод пережил чехарду смены собственников, терпел многомиллионные убытки. Новые хозяева постепенно сжимали производственные мощности, выкидывали рабочих на улицу. Вот уже не первый год донское предприятие принадлежит московским владельцам. Столичные хозяева развивают на его территории «Бизнес-парк ГПЗ». Фирма специализируется на сдаче в аренду «балластных» площадей завода, а это сотни тысяч квадратных метров бывших цехов крупнейшего подшипникового предприятия Дона.

Еще в начале марта ничто не предвещало трагической развязки. Ростовские чиновники рапортовали об увеличении выработки подшипников, улучшении производственного процесса, что стало возможным после присоединения завода к национальному проекту «Производительность труда и поддержка занятости». Но не прошло и месяца, как предприятию вынесли смертный приговор.

Одной из главной причин банкротства специалисты называют заметное увеличение объема ввозимых из-за рубежа подшипниковых изделий. Китайские, малазийские, индийские производители предлагают свой товар по заниженным ценам, конкурировать с которыми отечественные производства при отсутствии господдержки, не в состоянии. С каждым годом российские власти отдают на откуп заморским производителям все новые куски промышленного пирога. Доля импорта в подшипниковой отрасли составляет почти 65 процентов. Чему удивляться, что в прошлом году все оставшиеся на плаву подшипниковые заводы нашей страны произвели 43 миллиона изделий, что на 5 с лишним процентов меньше, чем в 2018-м.

«Технологической деградацией страны» назвал в беседе с корреспондентом «Правды» ситуацию с уничтожением предприятия секретарь Ростовского обкома КПРФ, депутат городской Думы Ростова, председатель постоянной комиссии по образованию, культуре, делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Игорь Нестеренко.

- В мире лишь несколько технически развитых стран имеют подшипниковые отрасли - США, Германия, Япония, КНР, Швеция, Франция. Остаются они пока еще и в России. Но если и дальше наша страна будет нести подобные потери, то сохранить собственное подшипниковое производство, противостоять зарубежным конкурентам, будет все сложнее, - уверен Игорь Николаевич.

Нестеренко знает, о чем говорит. Он преподает на кафедре «Приборостроение и биомедицинская инженерия» Донского государственного технического университета, готовит специалистов, в том числе и для таких высокотехнологичных производств как «10-ГПЗ». На нем, к слову, проходил производственную практику и сам, будучи студентом.

Нестеренко вспоминает любопытный разговор, состоявшийся в начале 90-х, свидетелем которого он был. Студент из Колумбии в беседе с профессором кафедры "Приборостроение" ДГТУ сказал: "Россия - великая страна. Она делает подшипники!".

Видя удивление, вызванное своими словами, колумбиец пояснил. Дело в том, что для изготовления элементов подшипников необходим специальный металл с присадками (например, сталь ШХ15), а это значит, что нужны развитая металлургия и металловедение. Дальше, этот материал необходимо обработать, изготовив кольца и ролики, значит, нужны станочное оборудование и специальный инструмент - ещё две отрасли промышленности и прикладной науки. Изготовленные кольца и ролики необходимо в процессе изготовления контролировать, ведь допуски на изготовление колец и роликов достигают 40 - 60 микрометров (тысячных долей миллиметра), значит, нужны высокоточные измерительные приборы и производительные контрольно-сортировочные автоматы. Это требует развитого приборостроения и инженеров-прибористов, метрологов. Вот поэтому в мире не так много стран умеющих производить подшипники. Советский Союз был на это способен.

Стало известно, что в результате ликвидации ОАО «10-ГПЗ» будет уволено почти 400 его сотрудников. По данным Ростовского обкома КПРФ только за 9 месяцев прошлого года в связи с ликвидацией либо сокращением штата на предприятиях и организациях донской столицы уволено две тысячи человек.

Так что болеет наша экономика давно и серьезно. А сколько ростовчан станут безработными из-за коронавирусной лихорадки не решается пока подсчитать ни один чиновник.



Rambler's Top100