Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Партия действует! » Депутаты и главы » Хватит ли донским аграриям 3, 17 млрд. рублей на проведение сезонных полевых работ?
Вторник, 30 Апр 2024

Хватит ли донским аграриям 3, 17 млрд. рублей на проведение сезонных полевых работ?

Печать

Минсельхоз России рассмотрел обращение фракции КПРФ в ЗСРО о необходимости срочного финансирования сельхозпредприятий для недопущения срыва качественного проведения весенних полевых работ. По мнению Министерства, предусмотренное в текущем году увеличение финансовых средств на указанные работы в размере 506,6 млн. рублей (в целом составит 1.38 млрд. руб.) и выданных сельхозтоваропроизводителям Ростовской области банковскими организациями кредитов на сумму 3, 17 млрд. рублей вполне достаточно, поскольку эта сумма превышает финансовые ассигнования за аналогичный период в 2014 г.

 

Напомним, в своем обращении фракция КПРФ отметила, что ко всем объективным проблемам в аграрном секторе области прибавляются и субъективные, основной из которых - катастрофическое недофинансирование отрасли. Суммы на несвязную поддержку в области растениеводства сельхозпроизводителям мизерны. А по заявленным по минимуму потребностям в кредитных ресурсах в размере 17 млрд. рублей, предоставлено кредитных средств на сумму только 3,5 млрд. рублей.

 

Причем, размер средневзвешенной процентной ставки по кредитам на проведение сезонных полевых работ в разрезе банков составил: ОАО «Россельхозбанк» - 24,5%; Сбербанк РФ - 20,2%; КБ Центр-Инвест - 15,6% (В Китае, для сравнения, кредитная ставка для аграриев-частников не превышает 2%, а в Европе - 1%,  США - менее 0, 3%). Но и при таких компрадорских процентах банки не особо стремяться кредитовать аграриев. И потому угроза срыва проведения полевых работ в Ростовской области вполне реальна.

 

Коммунисты предложили предоставить для сельхозпроизводителей свободный доступ к кредитным ресурсам  с процентной ставкой не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ.

 

Ссылаясь на Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Минсельхоз ответил, что органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций. При этом  в 2014 году сумма выделенных средств для докапитализации в 1 триллион рублей, составила более 7 процентов годового бюджета страны и в 10 раз превысила, к примеру, сельского хозяйства, в два раза выше годового финансирования здравоохранения. 

Так же в своем ответе, Министерство отметила не менее любопытные цифры. Так для обеспечения кредитования АПК постановлением правительства РФ № 53 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" внесены изменения в механизм  субсидирования части процентной ставки по займам, которая в 2015 г. составит порядка 14,68 %.

 

Уровень компенсации сельхозтоваропроизводителям за счет средств федерального бюджета увеличен до 14,68%, т.е. на 9, 2 % по отношению к 2014 году.  Возмещение части процентной ставки из регионального бюджета варьируется в пределах 1,65 - 2, 75%.

Средневзвешенная процентная ставка по кредитам на проведение сезонных полевых работ, выданным в апреле 2015 г., снижена ОАО "Россельхозбанк" до 20,7%, ОАО "Сбербанк России" - 17,95%.

 

Таким образом, эффективная ставка по краткосрочным кредитам АПК с учетом возмещения из федерального и регионального бюджетов (16,33%-17,43%), по мнению Минсельхоза, составит 2-5%.

 

Спасут ли эти меры аграриев? 

По мнению ряда экспертов, согласно новым изменениям государство будет субсидировать сельхозпроизводителей по краткосрочным кредитам на срок менее одного года по расчетной ставке, которая в соответствии с новой формулой включает ставку рефинансирования, ключевую и уровень инфляции. На 2015 год она составила 12,675%. При средней ставке от 20% это означает, что аграриям возмещается только 60% ставки. Для аграрного сектора стоимость краткосрочных кредитов, таким образом, составляет около 8%, что также является достаточно высоким процентом. К примеру, ранее в 2013 году для краткосрочных кредитов до одного года на пополнение оборотного капитала аграриям компенсировалось 80% ставки рефинансирования, то есть 6,6%. Учитывая, что кредиты для бизнеса выдавались под 10-11%, сами аграрии оплачивали 4,5-5,5%. Сейчас даже при новой формуле расчета, по которой аграриям должно компенсироваться 14,7% ставки, они выплачивают более 11%. То есть, даже пересмотр правила субсидирования для краткосрочного кредитования не может спасти аграриев. Рост ставки для них даже при новых правилах привел к повышению издержек. В отношении долгосрочных кредитов процент по субсидиям изменился незначительно. Он все так же привязан к ставке рефинансирования. Иными словами, в текущей ситуации село не сможет брать кредиты на длительный срок - те самые инвестиционные кредиты, с помощью которых можно расширять производство и модернизировать производственные мощности. Государство готово субсидировать только уровень ставки рефинансирования -  8,25%, которая почти в два раза ниже ключевой. Значит, аграрий более 60% всех выплат по кредиту (тех, которых еще банки и не додают) должен компенсировать за свой счет.

 

Еще более ситуация усложняется, учитывая заявления уже экс-министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова, который отметил, что регионы довели до аграриев лишь 18% от полученных средств. "На 24 марта в регионы из федерального бюджета перечислено более 108,1 млрд рублей. Из них региональными властями непосредственно сельхозпроизводителям доведено порядка 20 млрд рублей", - сообщил он. При этом из региональных бюджетов аграриям направлено всего 21% от необходимого объема поддержки (7,3 млрд рублей). 

 

 



Rambler's Top100