Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Партия действует! » Депутаты и главы » Что мы ждем от Счетной палаты РФ?
Среда, 12 Авг 2020

Что мы ждем от Счетной палаты РФ?

Печать

Выступление первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ Н.В. Коломейцева по отчету главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина о работе Счетной палаты за 2019 год.

 

 

В соответствии  с  п.2. Статьи  2     Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации"  (от 05.04.2013 N 41-ФЗ  в ред. от 29.05.2019) Счетная палата (далее – СП РФ) обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.


Первый состав руководства Счетной палаты в 1995 г. — председатель, заместитель и двенадцать аудиторов — формировались целенаправленно для независимого от президента и правительства парламентского контроля «за высшей, по существу, исполнительной властью, то есть, непосредственно, за президентом и правительством. Соответственно, в строгом соответствии с Конституцией».


В соответствии со статьями 101 и 102 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют СП РФ, назначают и освобождают от должности председателя и заместителя СП РФ, а также по 6 аудиторов (50 % состава), соответственно.


Однако, в 2003 году  были приняты изменения в порядок назначения  указанных лиц. Теперь председатель палаты, заместитель председателя, аудиторы  назначаются по предложению Президента РФ.  При этом  в статьи Конституции эти изменения не внесли.


 Таким образом, появился фактор субъективности и современная Счетная палата РФ стала еще менее независимой, чем была ранее.
С  апреля 2000 года по  сентябрь 2013 года Счетную палату возглавлял С.Степашин.  Еще в октябре 2012 г  С. Степашин попытался уйти в отставку, заявив о безсмысленности работы своего ведомства (ист. статья «Нужна ли России вообще Счётная палата или не нужна?» https://srn.rusidea.org/?a=30065)


Степашин С.В. отмечал, что только проверка в 2012 г. предприятия ОАО «Техмашоборон» подконтрольного Минобороны РФ, выявила хищения на 3 млрд.руб., материалы были переданы в Генпрокуратуру РФ, которая в очередной раз отказала в возбуждении уголовного дела.


Всего только за 10 месяцев 2012 г. СП РФ вскрыла хищений из государственного бюджета на 37 трлн.руб. в основном в ведомствах Минобороны РФ. Материалы были переданы в Генпрокуратуру РФ, которая завела всего лишь 5 уголовных дел по этим хищениям. В том числе - дело "Оборонсервиса". И на момент 2012 года ни один человек не понес уголовной ответственности по этим хищениям. После этого С.В Степшин написал заявление об отставке. В.Путин не принял отставку Степашина и 6 ноября 2012 уволил министра обороны Сердюкова.


 Самыми крупными проверками компании «Оборонсервис», госкорпорациях «Олимпстрой» и «Оборонсервис», на строительстве объектов к саммиту АТЭС в Приморье. Был подготовлен доклад с анализом и оценкой результатов приватизации 90-х годов. В докладе были очень конкретные рекомендации. Так как все приватизационные сделки были совершены с грубыми нарушениями, то предусматривалось два варианта: или возвращение активов в государственный сектор, или доплата за сильно недооцененные активы той частной компанией, которая стала бенефициаром этой приватизационной сделки. Но, увы, ни то, ни другое предложение не было принято.


Надо отметить, что сегодня, такие доклады от СП РФ – невозможны, механизмы контроля за исполнительной властью сегодня в полной мере не работают. В прошлом примеры принятия принципиальных решений Счетной палатой РФ были, например, в 1997 г. Счетная палата (под руководством Х.Кармокова и. Ю.Болдырева) дала отрицательное заключение на Европейскую энергетическую хартию, и тогдашний парламент отказался ратифицировать ее — вопреки мнению исполнительной власти, которая хартию подписала. В результате спустя 20 лет Россия получила  возможность не выплачивать 50 миллиардов долларов акционерам ЮКОСа (Ист. https://www.mk.ru/politics/2018/05/31/publichnaya-simulyaciya-nezavisimogo-kontrolya-sozdatel-schetnoy-palaty-ocenil-vozmozhnosti-kudrina.html)


При Т.Голиковой, которая с  сентября 2013  по  май 2018 года  возглавляла СП РФ, палата получила расширенные права: на предварительный аудит государственных программ; инспекторы Счетной палаты были наделены правом оформления протоколов об административном правонарушении; увеличилось число департаментов в СП РФ;   При Т.Голиковой     СП РФ   критиковала Правительство РФ за качество расходных программ госказны, размытость ее доходных проектировок, высказывала претензии к проектам федеральных бюджетов. Одной из самых заметных была проверка космодрома Восточный, было выявлено, что стоимость строительства объектов наземной инфраструктуры космодрома была завышена более чем на 13 млрд руб. Претензии у аудиторов СП РФ, а потом у следователей были по части деятельности ликвидационной комиссии РОСКОСМОС на сумму 785,5 млрд рублей.


При Т.Голиковой в Минэкономразвития были выявлены нарушения на 3,3 млрд рублей. Причины были такими: неправильно заполненные формы бюджетной отчетности, неверно отражены расходы по подразделам бюджетной классификации, неконтролируемые субсидии.


Во ФСИН выявили нарушение –  размещение доходов от труда заключенных в коммерческих банках, а не на счетах получателей бюджетных средств. Всего обнаружено нарушений на 3 млрд 455 млн рублей.


Но никаких серьезных решений СП РФ и Генпрокуратруры РФ за это время  в открытом доступе широко известно не было.


 С середины 2018 года  СП РФ возглавляет А.Л.Кудрин – бывший министр финансов и вице-премьер, который прекрасно знает бюджет, госпрограммы, нацпроекты. По данным Счетной палаты, в 2019 году выявлено 4443 нарушений на общую сумму 884,6 млрд рублей. В 2018 году проверок было вдвое больше - 9 235, но нарушений выявлено на сумму, которая более, чем на 100 млрд рублей меньше - 772,7 млрд руб.


Для сравнения за 2017 год (при Т.Голиковой), число нарушений было 6455, а их сумма была - 1 трлн 865,6 млрд рублей. 


В 2019 году Счетная палата разместила на своем сайте 104 отчета,  провела и завершила 319 контрольных и аналитических мероприятий. Еще 70 мероприятий – перешли на этот и 2021 год. Практически более половины проверок были связаны с функцией СП по контролю за бюджетом России и Союзного государства. Остальные 133 мероприятия были тематическими. Выявлено нарушений на 884,6 миллиарда рублей, 36% от этой суммы – это нарушения бухгалтерского учета, нарушения в процессе формирования и исполнения бюджета –  25%. В бюджетную систему были возвращены 4,5 млрд. руб. Значительная часть - 237,3 млрд рублей, или около 27 % общего объема выявленных нарушений, - приходится на нарушения при госзакупках Чаще всего это существенное изменение условий контрактов, выполнение их позже установленного срока или предоставление недостоверной информации


Но это же мелочь! Известно, что журнал Forbes ежегодно проводит рейтинг "Королей госзаказа", в который попадают получающие крупнейшие подряды в рамках госзаказа бизнесмены, В разные годы лидерами рейтинга были миллиардер Аркадий Ротенберг. Принадлежащая ему компания «Стройгазмонтаж» только  за 2015 год получила подряды на сумму 555,5 млрд рублей. Среди них есть контракт на строительство Керченского моста на 228,3 млрд рублей и пять подрядов от «Газпрома» на строительство части газопровода «Сила Сибири» на 198 млрд рублей — все их компания получила без конкурса. В пятерку «Королей госзаказа» также попада- ли миллиардеры Леонид Михельсон, Геннадий Тимченко,  Игорь Ротенберг и другие. (ист.https://www.forbes.ru/news/313639-v-kremle-prokommentirovali-reiting-forbes-koroli-goszakaza)


Например,  в 2018 году лидерами рейтинга были владельцы компании "Петон" Игорь Мнушкин, Олег Поляков и Владимир Зайцев. Компания без конкурса получила два крупных заказа от "Газпрома" на 176 млрд руб. 


Вот где поле для проверок! При этом Forbes  отмечает, что с каждым годом составлять рейтинг "Королей госзаказа" становится сложнее, поскольку теперь правительство разрешило госкомпаниям не раскрывать подрядчиков. В 2017 году премьер-министр Дмитрий Медведев в связи с санкциями США разрешил госкомпаниям скрывать данные о победителях госзакупок. Госзаказчики могут ограничиваться публикацией данных о самом подряде, способе закупки и ее цене, но данные о победителях не раскрывать.


 Но у СП РФ – другие планы. А.Кудрин озвучил, что  проверки СП РФ  сместятся в строну стратегического аудита, оценки эффективности исполнения стратегических целей. (https://news.rambler.ru/politics/40017401/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink)


Приведем один пример такого стратегического аудита.  На сайте СП РФ 06.02.2020 г был размещен   Отчет о результатах экспертно-аналитического  мероприятия «Стратегический аудит формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ , в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года».


 Счетная палата провела стратегический аудит и сделала вывод о неэффективности системы стратегического планирования. Выявлены:  проблемы нормативного регулирования, методического обеспечения, организации контроля, открытости и доступности информации; Нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу, не формируют завершенную систему стратегического планирования., они не согласованы между собой.В результате ни один из утвержденных планов деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы не соответствует установленным требованиям. В планы деятельности ФОИВ включено только 26 % показателей госпрограмм и подпрограмм, за которые они отвечают. Из показателей национальных и федеральных проектов в планах учтено 55 %. Очень впечатляет, не правда ли? Разве такие проверки СП РФ нужны сегодня?


 Наверное, настало время  проверить госкорпорации и госкомпании и посчитать, сколько государство вложило в них средств и сколько получило в виде дивидендов.  Рост прибылей крупнейших российских компаний практически не отражается на экономическом росте — это один из главных выводов пятого рейтинга крупнейших компаний РБК 500. Анализ изменений в рейтинге позволяет  понять, куда движется российская экономика. Пятерка лидеров РБК 500 неизменна пятый год с первой публикации рейтинга. Это «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», Сбербанк и РЖД.


Пора разобраться с деятельностью, например Роснефтегаза, Почему непубличное АО «Роснефтегаз», аккумулирует дивиденды компаний, акциями которых владеет, а это: пакеты акций «Роснефти» (50% плюс одна акция), «Газпрома» (10,97%) и «Интер РАО» (27,63%) (Ист.rbc.ru/newspaper/2019/11/07/5dc2d2829a7947525bf3a0f5)


Также стоит посчитать эффективность деятельности многочисленных институтов развития. В России их около  30, но отсутствует правовой режим ответственности  этих институтов за результаты неэффективной деятельности, ряд из них  многие годы получали, так называемый отрицательный результат (например РОСНАНО).


Важно, также, понять насколько эффективны проекты-гиганты вроде «Сила Сибири» и действительно ли Газпром – народное достояние?!


Необходимо оценить, насколько эффективна оказалась реформа Единой электроэнергетический системы России. Стоило ли разрушать единую систему. Это надо знать. Чтобы не делать ошибок впредь!


Очевидно, целесообразно при приеме решения о начале какого-либо масштабного проекта, реализуемого на средства государства. иметь заключение об эффективности проекта органа парламентского контроля – Счетной палаты РФ.



Первый заместитель
Руководителя фракции КПРФ                                                       Н.В.Коломейцев



Rambler's Top100