Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Двадцать неотложных мер для преображения России, предложенных КПРФ – финансовое обеспечение. В помощь для занятий в системе политучёбы
Пятница, 26 Апр 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Двадцать неотложных мер для преображения России, предложенных КПРФ – финансовое обеспечение. В помощь для занятий в системе политучёбы

Печать

29 марта 2022 года в газетах «Правда» и «Советская Россия» были опубликованы предложения КПРФ по решению острейших социально-экономических проблем, стоящих перед Россией в современных условиях. Они получили название «Двадцать неотложных мер для преображения России». В публикации также предлагалось коммунистам внимательно обсудить на партийных собраниях опубликованную программу и предусмотреть конкретные действия по их пропаганде. Предлагаемый материал рассматривает только один аспект – наличие в настоящее время финансовых средств для незамедлительного введения предложенных мер, до того, как станут поступать средства от предложенных в первом пункте программы.

 


 Напомним Двадцать неотложных мер для преображения России:


1. Национализировать ключевые отрасли экономики и банковскую систему. Первый шаг — обращение в собственность государства активов иностранных компаний, покинувших Россию. Производственные площадки и торговые сети «беглецов», их технические и логистические центры, предприятия общественного питания и сферы услуг должны работать в интересах народа. Нужно использовать государственные инвестиции для запуска остановленных производств, восстановления разорванных экономических цепочек, борьбы с безработицей и нищетой. Установить госмонополию на производство и реализацию спиртсодержащей продукции и табака. Удвоить бюджет Российской Федерации, превратив его в бюджет развития.

2. Восстановить государственное планирование. Создать с этой целью специальный Государственный комитет. Поручить ему координацию экономической деятельности на национальном, отраслевом и межотраслевом уровнях. Приоритетами нового Госплана определить возобновление полноценной работы авиа-, станко- и автомобилестроения, энергетики и металлургии. Гарантировать прорыв в высоких технологиях, контроль за тарифами и ценообразованием, ускоренный рост производства товаров и услуг. Реорганизовать «проблемные» акционерные общества в государственные унитарные предприятия. Навести порядок в работе госкорпораций.

3. Гарантировать продовольственную безопасность России. Особое внимание уделить агропромышленному комплексу. Обеспечить производителей на селе необходимой техникой и топливом, семенами и удобрениями. Создать систему поддержки сельхозпредприятий через механизмы дешёвых кредитов, прямых субсидий и дотаций. Поддержать восстановление сельхозмашиностроения. Отменить уплату земельного налога с кадастровой стоимости. Преодолеть кадровый голод на селе. Осуществить масштабную программу развития сельских территорий, через программу второй целины обеспечить масштабный ввод в севооборот брошенных земель.

4. Изжить произвол спекулянтов. Создать государственную сеть торговли продуктами питания и товарами массового спроса. Продавать их с минимальной наценкой. Для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, дать возможность совершать покупки через беспроцентный кредит и при помощи социальных карт.

5. Перевести фармацевтические компании под контроль министерства здравоохранения России. Организовать их работу в строгом соответствии с программами и заявками государства. Поэтапно ликвидировать зависимость нашей страны от импортных препаратов и их компонентов.

6. Резко увеличить вложения в развитие экономики. Использовать для этого средства госбюджета и Фонда национального благосостояния, а также механизм денежной эмиссии с целевым направлением средств в перспективные производства. Внедрить беспроцентный кредит для предприятий.

7. Обеспечить госконтроль над экспортом и импортом в целях развития производства. Экспорт углеводородов сочетать со снижением цен на газ и нефтепродукты внутри страны. Ускоренно развивать нефтепереработку. Ограничить вывоз древесины за рубеж и поддержать деревообработку.

8. Повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Отменить налог на добавленную стоимость в производственной сфере. Заменить его налогом с оборота. Капитально «отремонтировать» всю налоговую систему. Освободить от подоходного налога бедных, повысить налоговую нагрузку на олигархию.

9. Определить ключевой задачей Центрального банка содействие росту экономики. Усилить ответственность ЦБ за курс рубля и устойчивость национальной валюты. Настойчиво расширять использование рубля в расчётах с зарубежными странами. Восстановить специализированные государственные банки для поддержки промышленности, строительства, наукоёмких технологий. Нацелить все госбанки на задачи экономического и социального развития страны. Сократить число коммерческих банков.

10. Надёжно защитить трудящихся от безработицы. Срочно сформировать отвечающую сегодняшним вызовам государственную программу поддержки занятости. Она должна эффективно способствовать сохранению рабочих мест и активному созданию новых.

11. Пресечь вывоз капитала из России. Гарантировать деофшоризацию экономики. Прекратить отток капиталов и обеспечить их возвращение. При помощи масштабных инвестиций государства преодолеть хроническое недофинансирование реального сектора экономики.

12. Признать вступление во Всемирную торговую организацию грубой ошибкой. Осуществить выход из ВТО, нахождение в которой ослабило Россию перед лицом варварской санкционной политики Запада. Провести экспертизу всех двусторонних и многосторонних соглашений России, пересмотреть невыгодные и устаревшие.

13. Первостепенное внимание — поддержке и развитию регионов. Провести глубокий государственный аудит их экономического потенциала. Через работу Госплана восстановить и обновить технологические цепочки. Чётко сформулировать подходы к распределению народонаселения по территории России. Уделить самое серьёзное внимание развитию регионов Дальнего Востока и Севера.

14. Всемерно поддержать российскую науку. Вернуть Академии наук её статус и экспериментальную базу.Решительно ускорить разработку и внедрение научно-технических достижений. Использовать отраслевой принцип формирования новых научных учреждений и лабораторий. До конца 2023 года увеличить втрое госрасходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

15. Поддержать народные предприятия как проверенный и наиболее эффективный локомотив роста экономики и социальной защиты трудящихся. Создать условия для всестороннего раскрытия и реализации их потенциала. Строго пресечь административное и рейдерское давление на коллективы народных предприятий и их руководителей.

16. Немедленно отменить повышение возраста выхода на пенсию. Данное решение правительства и «Единой России» ничем не обосновано. Необходимо вернуть прежний пенсионный возраст: 55 лет — для женщин, 60 лет — для мужчин. Упразднить страховую медицину, восстановить государственную систему здравоохранения.

17. Повысить вдвое минимальную оплату труда и прожиточный минимум. Это позволит предотвратить дальнейшее вымирание страны. Уже сегодня прожиточный минимум не может быть ниже 25 тысяч рублей. Возвратить единую тарифную сетку для медицинских и педагогических работников. Оплачивать труд учителей и врачей из федерального бюджета. Раз и навсегда ликвидировать подушевое финансирование образовательных организаций.

18. Массово строить социальное жильё для граждан России и вынужденных переселенцев из Донбасса и с Украины. Рассматривать право на жильё как гарантию права на жизнь. Перейти к масштабным инвестициям государства в жилищное строительство и коммунальное хозяйство. Заморозить тарифы на услуги ЖКХ, отменить поборы за капремонт и общедомовые нужды. Плата за ЖКХ не может превышать 10% семейного дохода.

19. Гарантировать поддержку русского языка и культуры народов, составлявших великий Советский Союз. Поставить вне закона пропаганду русофобии и антисоветизма. Очистить школу от егэшного образования и соросовских учебников. Окружить особой заботой музеи и театры, картинные галереи и филармонии, архивы и библиотеки, дома культуры и творческие коллективы. Поддержать внутренний туризм, способствующий знакомству молодёжи с богатейшей историей и природой нашей Родины.

20. Укреплять Союз России и Белоруссии и связи на пространстве СНГ. Деятельно формировать общее экономическое и культурное пространство с Донецкой и Луганской народными республиками. Способствовать укреплению сотрудничества стран, входящих в БРИКС, ШОС, ОДКБ. Решительно защищать соотечественников за рубежом. Широко открыть двери для их возвращения на Родину.

Понятно, что часть вышеназванных неотложных мер, лежит не в сфере экономики, а в большей степени в сфере политической, либо, как, например, «Вернуть Академии наук её статус и экспериментальную базу», в сфере перераспределения прав владения и распоряжения собственностью. Но как стыкуются наши предложения с финансовым состоянием российского бюджета? Тем, кто знаком с законотворческой деятельностью, наверняка знакомы такие слова, которые очень часто задают оппоненты из партии, захватившей большинство в законодательных и представительных органах – «А где взять финансы на воплощение высказанных предложений?».

Приведём данные из статьи Михаила Делягина, опубликованной на сайте «Свободная пресса» 16 апреля 2022 года (https://svpressa.ru/economy/article/331508/).

Исполнение федерального бюджета за март — первый полный месяц спецоперации — демонстрирует потрясающую устойчивость государственных финансов. Конечно, в условиях скачка цен на энергоносители можно было ожидать рост нефтегазовых доходов бюджета (он составил по сравнению со среднемесячным плановым уровнем полтора раза, или без малого 413 млрд. руб.), — но доходы бюджета, не связанные с нефтью и газом, подскочили почти так же: на 36% или 466 млрд. руб. по сравнению со среднемесячным планом. Разумеется, рост не нефтегазовых доходов бюджета прежде всего вызван инфляцией, обеспечившей скачок налогов.

Учитывая неравномерное поступление доходов в течение года (из-за роста цен в его начале поступает меньше, а в конце — больше среднемесячного уровня), сверхдоходы I квартала превысили 20% и составили более 1426 млрд. рублей.

В результате профицит федерального бюджета не просто сохранился, но и увеличился по сравнению с январем и февралем более чем вдвое — до 613,8 млрд. руб. (что в 5,5 раз выше среднемесячного плана). Профицит I квартала — 1,15 трлн. руб. — составил 86,7% от планового профицита всего года.

Таким образом, федеральный бюджет продолжает захлебываться от денег.

В январе-феврале федеральный бюджет вообще не проводил ни покупку, ни продажу драгоценных металлов и камней, что не свойственно обычным условиям. А в марте их чистая покупка превысила 428 млрд. рублей.

Прирост неиспользуемых остатков средств на счетах федерального бюджета в I квартале превысил 3,7 трлн. руб., из которых лишь 1,7 трлн. был вызван переоценкой валютной части резервов в условиях девальвации рубля. В марте неиспользуемые остатки на счетах бюджета выросли на 335,8 млрд., из которых лишь 20,3 млрд. составила «курсовая разница» (то есть эффект ослабления рубля).

С учетом средств федерального бюджета на депозитах общий объем неиспользуемых средств налогоплательщиков превысил 20 трлн. руб. (из них пресловутый Фонд национального благосостояния — более 13 трлн.)! Даже с учетом заморозки международных резервов этих средств по-прежнему с лихвой достаточно для решения любых хозяйственных задач, включая победу не только над нищетой, но и над бедностью и комплексную модернизацию России.


И так, делаем вывод, даже без предложенных КПРФ неотложных мер «Национализировать ключевые отрасли экономики и установить госмонополию на производство и реализацию спиртсодержащей продукции и табака», призванных обеспечить пополнение бюджета, но имеющих несколько отложенный эффект, в силу необходимости проведения организационных мероприятий, финансы для незамедлительной модернизации экономики есть!



Теперь, для понимания некоторых практических приёмов модернизации экономики обратимся к публикации основных тезисов д.э.н., академика РАН Сергея Глазьев в четырех номерах газеты «Правда», скомпонованных в одну публикацию на нашем областном сайте https://kprf-don.ru/index.php/news/analitics/9585--qq----.html.

Вам наверняка известно о том, что ЦБ РФ резко поднял ключевую ставку до 20%, снизив её затем до 17%. Что происходит после повышения ставки? Заёмщики, которые раньше брали кредиты для рефинансирования оборотных средств своих инвестиционных проектов, теряют эту возможность. Потому что рентабельность обрабатывающей промышленности составляет 6—7%. И если предприятиям предлагают кредиты под 20% и выше, то они разорительны, их нельзя брать без риска банкротства. Поэтому предприятия вынуждены не брать кредиты, а срочно возвращать их. А кто не может вернуть, те становятся банкротами. Потому что производственные планы, которые они строили на 3—5 лет и под которые брали кредиты, теперь выполнить невозможно из-за повышения процентных ставок.

Далее происходит следующее. Обанкротившиеся предприятия переходят к банкирам, которые забирают их за долги, забирают залоги. Управлять этими предприятиями банкиры ставят своих друзей и родственников. После чего предприятия сразу же перестают быть эффективными и превращаются в «дойных коров» для банков. В худшем случае через какое-то время они прекращают работу, а инвестиции в них полностью обесцениваются. И подобных предприятий десятки тысяч, это не единичные случаи. После того как в 2014 году ЦБ повысил ставки, количество банкротств предприятий выросло в 2 раза. Стоимость имущества, которое оказалось в состоянии процедуры банкротства, составляла 5 трлн рублей. Это огромные средства, которые были инвестированы добросовестным бизнесом и которые обесценились из-за того, что ЦБ взвинтил процентную ставку. Предприятия обанкротились не потому, что они были плохие или неэффективные, а потому, что государство в лице ЦБ сознательно ухудшило условия их работы и сделало жертвой рейдерства со стороны банкиров.

Ещё одно негативное следствие повышения процентных ставок — падение инвестиций. Оно влечёт за собой технологическое отставание страны, что сопровождается снижением конкурентоспособности, которое затем компенсируется через 3—4 года за счёт девальвации рубля. Потому что единственным способом поддержать конкурентоспособность экономики становится периодическое снижение курса национальной валюты, чтобы сохранить ценовую конкурентоспособность наших товаров, которые мы производим со всё большими издержками (из-за высоких процентных ставок), но продаём на внешнем рынке дёшево. По сути дела, мы поддерживаем конкурентоспособность за счёт снижения заработной платы.


Таким образом, следствием повышения кредитных ставок является периодическая (с циклом в 3—4 года) девальвация рубля, которая подстёгивает всё новые витки инфляции. Главной жертвой такой политики становятся доходы трудящихся. Поэтому неудивительно, что без всяких санкций доходы нашего населения последние почти 10 лет не росли и в целом экономический рост застопорился. В то время как, скажем, в Китае продолжался рост на 7—8% в год, Европа и США оживились. А у нас не было роста ни производства, ни доходов. Это прямой результат деятельности ЦБ. И всякий раз, повышая процентную ставку, как сейчас, ЦБ заводит нашу экономику в очередную инфляционную ловушку.

Обобщая, скажем: повышение процентных ставок ведёт к падению деловой активности, сжатию инвестиций, падению доходов населения, падению производства. Словом, такая политика неизбежно приводит к кризису, а не к развитию. Это порочный круг, по которому Центробанк РФ водит нас уже два десятилетия. Именно отсюда вытекают требования 9 пункта неотложных мер КПРФ.



У нас нет ограничений для экономического роста. У нас есть огромный научно-технический потенциал, который работает вхолостую, утечка умов продолжается. У нас есть огромные природные ресурсы, квалифицированные кадры и рабочая сила. И мы уже сегодня можем расти с темпом не меньше 10% в год при правильной макроэкономической политике. Мы сами себе создали узкое место — нехватку денег на кредитование производства. Это проблема, которую мир преодолел ещё 150 лет назад. Ну не было в СССР проблем с инвестициями. Тогда Госбанком выделялись деньги под планы развития производства. По тому же пути пошли послевоенная Европа, Япония, США: они создали систему денежной эмиссии под нужды экономики и государства. Мы от этой экономической модели отказались в интересах валютно-финансовых спекулянтов, в интересах ростовщической банковской системы, которая наживается на процентах. Деньги вместо инструмента, связывающего элементы экономики, превратились в фетиш. Сегодня весь российский финансовый сектор не обслуживает реальный сектор экономики, а высасывает из него деньги.

Первое, что надо сделать, — снять с рынка давление спекулянтов, убрать их с рынка. Это означает просто прекратить конвертацию рублей в валюту по всем капитальным операциям, оставить только текущие операции, которые ориентированы на импорт. Разрешать конвертацию в валюту нужно только по факту прихода импортных товаров. Полностью прекратить конвертацию под импортные авансы, потому что это один из широко используемых способов вывода денег из страны (возможность переводить деньги родственникам за границу населением нужно оставить).

Подчеркну: наши коммерческие банки тоже занимаются валютными спекуляциями, и это надо им запретить делать. Они не должны наращивать свои валютные активы. Во-первых, это рискованно в условиях санкций. Эти активы на корсчетах западных банков могут быть в любой момент заморожены. Во-вторых, это создаёт избыточный спрос на валюту, что является дополнительным фактором дестабилизации. Вот почему в предложениях КПРФ в пункте 9 содержится требование сокращения числа коммерческих банков.

Резюмировать предлагаемые меры можно так. Торговый баланс у нас положительный: приток валюты многие годы превышает объём импорта, экспорт намного больше импорта. Если ЦБ обеспечит конвертируемость рубля исключительно по текущим операциям для целей внешней торговли, уберёт с рынка спекулянтов, то никаких оснований для беспокойства нет. Курс рубля будет стабилен и даже может укрепиться.

Вводя валютные ограничения, нужно подходить системно и лазеек не допускать. Если ведро окажется дырявым, то из него будет вытекать. Наш капитал снова потечёт за рубеж.

Запад запретил поставки наличных долларов и евро в Россию. Симметричным ответом на эти санкции должен стать переход на работу в рублях. Пусть платят рубли за наши нефть и газ. В международной торговле есть золотое правило: экспорт — за национальную валюту, импорт — за иностранную. Всегда уважающие себя страны продавали свой товар за национальную валюту. И то, что мы экспортируем наши товары за доллары и евро, — это элемент неоколониализма. Это сохранившийся рудимент 1990-х годов, когда нам навязали торговлю за иностранную валюту, потому что у нас тогда не было валютных резервов. Об этом такжесказано в пункте 9 предложений КПРФ.

В 1990-е годы, когда мы после краха СССР формировали валютный рынок, у нас вообще не было валюты. Ситуация была гораздо хуже, чем сейчас. Не было ни валютных резервов, ни золота. Сейчас золото есть. И его могло бы быть в 2—3 раза больше, если бы мы не продавали его последние годы. Колоссальной рекой золото уходило из России, потому что ЦБ отказался покупать золото, которое производила наша промышленность. В итоге мы получили мощный отток золота, хотя многие предупреждали о возможных санкциях. Что Центральному банку помешало покупать золото вместо долларов и евро? (Как говорил Г.А. Зюганов в интервью «Свободной прессе» (https://svpressa.ru/politic/article/329891/) – «За два последних года из России вывезли около 600 тонн золота»).

Ныне только переход на рубли может нам гарантировать нормальные взаиморасчёты с внешним миром. В рублях нам их санкции не страшны, они просто невозможны, потому что наши банки работают в рублёвой зоне. И переход на расчёты за экспорт на рубли — это было бы правильное решение. Остаётся только один вопрос: ценообразование на большинстве товарных рынков осуществляется в валюте. Добиться бы нам и ценообразования в рублях… на металлы, химические товары, углеводороды, чтобы цены формировались здесь, на нашем евразийском рынке. Это задача, которую надо решать. Нужно создавать своё биржевое пространство, где происходила бы не только торговля в рублях, но и ценообразование шло бы в рублях.

Самое уязвимое место нашей экономики — её чрезмерная офшоризация. До половины активов российской промышленности принадлежит нерезидентам. За рубежом находится более триллиона долларов вывезенного из страны капитала, половина которого участвует в воспроизводстве российской экономики. Одномоментное замораживание этих активов может действительно резко ухудшить положение ряда стратегически важных предприятий, зависимых от внешнего рынка. То, как это делается, американцы показали на примере «РУСАЛа», установив над ним свой контроль под угрозой остановки внешнеторговой деятельности. Мы могли бы на это ответить национализацией хотя бы переданных этой корпорации за бесценок и на сомнительных основаниях гигантских ГЭС, на эксплуатации которых основывается львиная доля её прибыли. Но почему-то не стали защищать эту одну из структурообразующих отраслей нашей экономики от рейдерского захвата Казначейством США.

Необходимы действенные меры по реальной деофшоризации экономики, а также приведение политики Банка России в соответствие с его конституционными обязанностями. Следует завершить дедолларизацию наших валютных резервов, заменив доллар, евро и фунт золотом. В нынешних условиях ожидаемого взрывного роста цены золота его массовый вывоз за рубеж сродни государственной измене, и регулятору давно пора его прекратить.


ЦБ РФ вполне мог бы заместить иностранные кредиты внутренним кредитованием. Что ему мешает рассмотреть инвестиционные проекты, которые реализуются нашими предприятиями за счёт инокредитов, и заместить эти кредиты внутренними источниками заёмных средств на тех же самых условиях?

Иностранные кредиты привлекались под 3—4% годовых. А если речь идёт о приобретении оборудования, то даже под полпроцента годовых. Заместить эти кредиты будет, конечно же, «умственным упражнением» для ЦБ. Но ничего сложного в этой операции нет. Нужно создать специальный инструмент рефинансирования по замещению иностранных кредитов. Нужно расширить внутреннее кредитование через уполномоченные банки (в пункте 9 предложений КПРФ и говорится о необходимости восстановления специализированных государственных банков для поддержки промышленности, строительства и наукоёмких технологий). Они бы получали кредиты от ЦБ, предположим, под 2—3% или под 1%, и обеспечивали бы кредитование конечных заёмщиков, список которых могло бы составить правительство через министерство промышленности, которое определило бы перечень таких инвестконтрактов. Эти кредитные инвестиционные контракты должны быть зафиксированы в специальных кредитных договорах, что исключит нецелевое использование денег. Чтобы полученные от ЦБ деньги не попадали на валютный рынок или в другие ниши, не разворовывались бы, грубо говоря. Значительная часть таких контрактов связана с закупкой импортного оборудования.

За счёт импортозамещения европейских товаров мы можем резко поднять внутреннюю деловую активность. Понятно, что не по всем товарным позициям у нас есть производственные мощности. Но по тем направлениям, где у нас есть производства, надо дать предприятиям кредиты, чтоб они наладили выпуск товаров в достаточном количестве. Причём стоимость этих кредитов должна быть сопоставима с европейской. Надо использовать всё тот же механизм специального рефинансирования, который описан выше. ЦБ должен открывать специальные кредитные линии для целей импортозамещения под 1—2% годовых. Уполномоченные банки смогут заключать соответствующие контракты с конкретными предприятиями-заёмщиками, которые смогут финансировать таким образом свои проекты, направленные на импортозамещение.

С учётом той демонетизации, которая произошла за последние 8 лет, мы оцениваем объём таких специальных инструментов рефинансирования (без инфляционных последствий) примерно в 5 трлн рублей ежегодного вливания денег в нашу экономику. Тем самым удалось бы избежать длительного периода снижения реальных доходов населения, вызванного исключительно особенностями проводимой в России денежно-кредитной политики (напомним, что по итогам I квартала с учетом средств федерального бюджета на депозитах общий объем неиспользуемых средств налогоплательщиков превысил 20 трлн. руб.).

Подчеркну: такое кредитование не увеличивает инфляцию, а, наоборот, снижает её, носит антиинфляционный характер. Потому что за счёт таких целевых кредитов производится большее количество товаров, что снижает давление на денежный и валютный рынки. Тем самым мы будем содействовать укреплению рубля: за счёт расширения выпуска отечественных товаров мы увеличим предложение на рынке, сократим спрос, снизим инфляцию.

Это сложная задачка. Надо хорошо знать уже имеющиеся производственные мощности предприятий и их взаимосвязи с поставщиками и партнёрами, их потребности. Всем этим должны заниматься министерства и ведомства. Нужно заключать контракты с предприятиями, заниматься индикативным планированием, рассчитывать объём кредитов, договариваться с ЦБ о выделении кредитных линий. А ещё надо вводить механизмы ответственности на всех уровнях за исполнение контрактов и предоставление кредитов.

Словом, речь идёт о необходимости кардинальных изменений всей экономической политики. Надо действовать гораздо более квалифицированно, тонко, ответственно. Однако здесь нет принципиальных проблем, мы всё это можем сделать. И однажды уже успешно проделали в правительстве Примакова — Маслюкова, когда за считанные месяцы экономика из глубокого кризиса перешла в режим роста — до 20% в год!

И теперь тоже нужно переходить к целеориентированной денежно-кредитной политике, которая должна быть сопряжена со стратегическим планированием. Поток дешёвых кредитов должен обеспечивать инвестиции и расширение производства. Все необходимые инструменты у нас для этого есть, никаких новых законов принимать не надо. Необходимы всего лишь политическая воля и честные профессионалы на ответственных постах.

Вот конкретный пример того, что и как надо делать: ситуация в нашей авиационной отрасли. В авиастроении вопросы импортозамещения не решались десятилетиями. Это, к сожалению, типичная и показательная история. У нас всегда была возможность, сейчас она тоже есть, производить самолёты всех типов: широкофюзеляжные, узкофюзеляжные, магистральные, региональные, местные… Мы умеем производить все виды самолётов. Причём эффективность наших новейших моделей самолётов — Ил-96, Ту-334 и Ту-204 — в течение 1990-х и нулевых годов была выше, чем у зарубежных аналогов. Эти три самолёта фактически закрывали всю потребность нашего авиарынка. Но вместо того чтобы заняться их массовым производством, мы закупали огромное количество «боингов» и аэробусов.

При этом возникла, я бы сказал, шизофреническая ситуация: с одной стороны, правительство выделяло огромные средства на финансирование НИОКРов по новым самолётам, поддерживало производственные мощности — все эти годы работала федеральная программа развития гражданского авиастроения. Мы построили авиазаводы, которые загружены на 15% и работают только по спецзаказу.

А с другой стороны, госкомпания «Аэрофлот» усиленно наращивала свой парк импортных самолётов. И самое удивительное в том, что «боинги» и аэробусы покупали наши госбанки за государственные деньги, а затем передавали их в лизинг нашей государственной же компании. Загрузка наших собственных производственных мощностей составляла лишь 15%. То есть шло производство военной авиатехники, а гражданскую авиатехнику авиастроительным заводам почти не заказывали. И это продолжалось 30 лет.

Но и это ещё не всё. Государство предоставило льготы для ввоза иностранных самолётов, которые поступали без уплаты пошлин, НДС, благодаря режиму временного ввоза, разработанного для спортсменов и журналистов, которые со своими видеокамерами и лыжами приезжают в нашу страну и не платят ввозные пошлины. Под этот режим временного ввоза ввезли гигантское количество импортной авиационной техники на сумму более 100 млрд долларов. Дополнительная субсидия иностранным производителям составила порядка 10 млрд долларов не полученных бюджетом налогов и пошлин. Тем самым наши собственные авиационные производители, которые платят все налоги, были поставлены в менее выгодные условия по отношению к иностранным конкурентам. Вот к чему приводит полное отсутствие промышленной политики! Кто-то и за это должен ответить!

Теперь, когда Запад ввёл санкции, в том числе против наших авиаперевозчиков, западные авиакомпании заявили, что не будут обслуживать наши самолёты, вся эта конструкция похоронена. Порядка 80% нашего самолётного парка (импортного производства) может остановиться. Как такое могло произойти? Всё очень просто. Западные лоббисты «боингов» и аэробусов, видимо, щедро платили комиссионные недобросовестным лицам, которые в России принимали решение о закупке самолётов. Это было настоящим преступлением перед нашей экономикой, вследствие которого вся наша гражданская авиаотрасль оказалась на грани банкротства. Рухнула даже крупнейшая частная авиакомпания «Трансаэро». Выяснилось, что покупавшие иностранные самолёты банки оказались в больших убытках, потому что авиакомпания не смогла выполнять свои лизинговые обязательства.

Государственный «Аэрофлот» ещё удерживается на плаву благодаря государственной поддержке. Однако не это главное. Важно, что теперь, когда иностранные самолёты полноценно использовать стало невозможно, у нас появился шанс вновь поднять наше гражданское авиастроение. А это значит, что мы уже должны выпускать ежегодно по 100—150 самолётов. Тем более что правительство запланировало выйти на этот показатель начиная с 2008 года. Всё было в наших руках, в том числе производство комплектующих для названных моделей. Но ничего не было сделано, все планы остались лишь на бумаге. Огромные деньжищи были вложены в покупку иностранных самолётов.

Заняться полноценным возрождением гражданского авиастроения именно теперь тем более важно, что это одна из самых высокотехнологичных, развитых и наукоёмких отраслей нашей экономики с колоссальным мультипликативным эффектом. Инвестиции в эту отрасль отзываются 10 рублями инвестиций и доходов в смежных отраслях. Это вам не нефтью и газом торговать! Образно говоря, одна тонна самолёта стоит в тысячи раз дороже, чем одна тонна нефти! Это настоящий локомотив экономического развития России. Нужно немедленно загружать наши авиационные заводы на полную мощность.

Все инструменты для этого есть. Правительство и ЦБ должны через посредство государственных банков размещать контракты на покупку отечественных самолётов. И на основании государственных контрактов выдавать авиационным предприятиям кредиты под залог самих строящихся самолётов. Готовые лайнеры должен брать в долгосрочный финансовый лизинг «Аэрофлот». Таким образом, будет выстроена логичная и понятная цепочка: госбанк — государственное авиастроительное предприятие — государственный авиаперевозчик. А в качестве технической финансовой схемы кредитования отрасли должна использоваться модель инвестиционных контрактов, которая описана выше.

Противники новой индустриализации России говорят, что «инвестиционные деньги», выпущенные государством, будут разворованы или потрачены не на те цели, что приведёт к гиперинфляции. Ничего подобного! Современные информационные системы позволяют контролировать расходование каждого рубля, каждой копейки, нужно только наладить такой контролирующий механизм.

Не так давно Центральный банк заявил о создании цифрового рубля. И эта технология государственной криптовалюты на самом деле очень перспективна, хотя ЦБ её использует в качестве игрушки, а не для дела. Цифровой рубль принципиально отличается от обычного безналичного рубля тем, что он хранится непосредственно на счёте в ЦБ, а не в коммерческом банке. И поэтому его невозможно украсть. Кроме того, на такой счёт не начисляются проценты, как на депозит в коммерческом банке. Но самое главное — каждый цифровой рубль имеет идентификационный номер и серию, по которым легко отследить весь его путь. Как наличные купюры. Сейчас это просто экзотика, как говорится, на любителя чего-то необычного, не более того.

Однако применение цифровых рублей для инвестиционных целей полностью решает задачу контроля за целевым использованием государственных средств. К примеру, если цифровые, то есть меченые, рубли определённой серии, предназначенные для агрокомплекса, вдруг кто-то будет предлагать на валютной бирже, то для непрофильных операций они не будут допущены. Система биржевых операций их просто заблокирует. За целевым использованием этих денег может следить искусственный интеллект.

Для скорейшего возрождения экономики России цифровые рубли очень даже пригодятся. С их помощью можно будет получать целевые кредиты предприятиям, выдавать «материнский капитал», осуществлять госзакупки и любые другие операции, где возможен «увод денег» в сторону… Эта система позволит минимизировать коррупционный фактор и тем самым исключить инфляционный эффект от наращивания инвестиций. Если поток дешёвых денег в экономику не будет сопровождаться коррупционной эрозией, если они не будут растекаться во все стороны, а попадут именно в цель, то инфляции опасаться не стоит.

Ещё в советские времена существовала банковская технология, когда банк не перечислял деньги по заявке предприятия просто так, а только за поставленные товары и оборудование. Так и теперь работает система оборонного заказа. Цифровые технологии позволяют эту систему модернизировать, упростить. Благодаря цифровым рублям и заключённым на их основе смарт-контрактам (который включает контроль за исполнением плана-графика финансирования и достижения целей) инвестиционные деньги будут гарантированно потрачены на дело, а не на спекуляции. Именно этим надо заниматься Центральному банку, но он пока палец о палец не ударил, чтобы гарантировать целевое и эффективное использование государственных финансов.

Подводя итог, необходимо ещё раз подчеркнуть, что предложенные КПРФ «Двадцать неотложных мер для преображения России» научно обоснованы и имеют под собой твёрдый финансовый фундамент и, как было уже сказано выше, исторический пример — правительство Примакова - Маслюкова, когда за считанные месяцы экономика из глубокого кризиса перешла в режим роста — до 20% в год.


Так что для воплощения в жизнь предложений КПРФ требуется только политическая воля!
 



Rambler's Top100