Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » О.Н. Смолин: Мы предлагаем поднять долю расходов на образование не менее чем до 7 процентов от ВВП
Четверг, 22 Авг 2019
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

О.Н. Смолин: Мы предлагаем поднять долю расходов на образование не менее чем до 7 процентов от ВВП

Печать

17 февраля Государственная Дума голосами проправительственного большинства отклонила внесенный коммунистами закон «Об образовании для всех». Законопроект внесли депутаты Г.А. Зюганов, Ж.И. Алферов, И.И. Мельников, О.Н. Смолин, Б.С. Кашин, Н.В. Коломейцев, Н.В. Разворотнев, А.А. Андреев, О.Н. Алимова, А.В. Корниенко, С.П. Обухов, Т.В. Плетнева, Н.И. Васильев, В.А. Ганзя, М.В. Щапов. От имени авторов законопроекта на пленарном заседании выступил депутат О.Н. Смолин. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.



 

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Я благодарю, Вячеслав Викторович, вас и Государственную Думу за то, что поставили этот закон на фиксированное время, он того стоит, хотя, увы, и предназначен к закланию, то есть к отклонению.

Если вы помните, 25 января в Татьянин день, уважаемые коллеги, я представлял идеологию законопроекта, и те, кто слушал, наверняка обратили внимание, что многие установки этого законопроекта близки к тому, что теперь говорит министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева.

Сегодня мы будем говорить о содержании, но для начала два замечания по поводу юридической техники.

Первое. Действующий закон, увы, как и многие современные законы, это такой паровоз для машиниста. Он в основном распределяет, кто из чиновников, что должен делать, и изобилует отсылочными нормами.

Напомню как автор того, о чём буду говорить. В 1992 году в нашем законе "Об образовании", который был признан одним из лучших в мире, было 34 отсылочные нормы, в 1996-м - 42, в 2012-м при принятии в этом законе 184 отсылочные нормы. В настоящее время около 200, не считали. Я не думаю, что правильно, когда парламент с чувством глубокого удовлетворения передаёт свои полномочия исполнительной власти. Каждому своё.

Мы ключевые положения прописываем прямо в законе. Напомню, мы сопоставили два закона по 108 позициям, по 38 позициям наш законопроект содержит прямые ответы на ключевые вопросы образовательной политики, которых нет в действующем законе.

Второе. В своё время нам говорили, что новый закон нужно принимать, потому что с юридико-технической точки зрения предыдущий закон превратился в лоскутное одеяло из-за многочисленных поправок. Так вот, коллеги, не великая тайна - за прошедшие 3,5 года в новый закон было внесено 40 изменений, то есть в новом одеяле появилось 40 новых лоскутов. Часть из них полезны для образования, безусловно. Но превращение закона в лоскутное одеяло идёт с такой скоростью, какой прежде никогда не было, и быть не может.

А теперь о содержании. В 7 минут, коллеги, изложить содержание фундаментального законопроекта невозможно, поэтому мы ограничимся лишь несколькими положениями. Посмотрите, пожалуйста, на презентацию, там будет чуть шире.

Итак, в области экономики образования. Мы предлагаем в течение 5 лет, подчёркиваю, поднять долю расходов консолидированного бюджета России на образование не менее чем до 7 процентов от объёма валового внутреннего продукта. Сколько сейчас? Все последние годы сокращалось. Последние данные официальные, которые я видел, 4,14. Почему 7 процентов? Не потому что в Советском Союзе было в 1970 году 7 процентов по данным Мирового банка, в 50-е было и 10. И не потому что Бразилия приняла решение к 2020 году вывести расходы на образование на 10 процентов от валового внутреннего продукта. А потому что специальные экспертные исследования показывают - при затратах менее 7 процентов никто модернизации не совершил. Конечно, хочется быть исключением, но вряд ли получится, коллеги.

Далее. В области государственной информационной образовательной политики. Обращаю ваше внимание на две позиции.

Первое. Мы предлагаем в общедоступных диапазонах, ну, в частности, первый мультиплекс, создать образовательные каналы, в частности, федеральный образовательный канал. Потому что мы убеждены - телевидение из, говоря словами Владимира Высоцкого, "ящика для идиота" должно вновь превратиться в "окно в мир".

И второе. Мы обращаем ваше внимание на то, что во всем мире существует система так называемых электронных университетов, их десятки, не только в Штатах, Британии, Южной Корее, но в Китае и Индии, у нас пока ни одного из-за того, что образовательное законодательство не дает возможности создавать электронные университеты. Мы предлагаем это сделать вопросом национальной безопасности.

Колоссальное количество наших детей учится в электронных университетах зарубежья, и как только они достигают определённых успехов, их переманивают, я извиняюсь. Борьба за человеческий капитал идёт острейшая в мире. И я согласен с Германом Грефом, который говорил, что мы все говорим о вывозе капитала, но вывоз человеческого капитала ещё намного опаснее.

В области оплаты труда и социальных гарантий, коллеги, назову только две позиции.

Первая. Мы считаем, что средние ставки педагогических работников должны привязываться не только к средней по региону, но и к средней по Российской Федерации, и при этом заработная плата, скажем, учителя, да и других педагогов должна быть не ниже средней заработной платы по региону за одну ставку. По данным Общероссийского народного фронта полуторагодичной давности средняя нагрузка педагога 28 часов.

Я был в сёлах, где спрашиваю учительницу: сколько зарабатываете? 32 часа, высшая категория, стаж - 22 тысячи. Коллеги, какого качества образование дают учителя, уже не очень молодые, у которых 32 часа в неделю? Кто-нибудь пробовал? Я пробовал 27. Нелегко. 32 - без ухудшения качества почти невозможно.

И второе. Мы предлагаем приравнять педагогических работников по пенсионному обеспечению и социальным гарантиям к государственным служащим. Не мы придумали, в своё время по этому поводу более половины всех регионов России обратились к Государственной Думе с просьбой сделать именно это. Мы ровно это и сделали.

Ну и что касается уровня стипендий и социальных гарантий. Мы предлагаем социальную стипендию студенческую установить на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения. Это соответствует неоднократным рекомендациям Комитета Государственной Думы по образованию и науке.

Всё остальное мы предлагаем сделать как в советские времена, не надо ухудшать положение. Академическая стипендия студента вуза - 80 процентов от прожиточного минимума, сейчас порядка 13 процентов, академическая стипендия студента среднего специального учебного заведения - 60 процентов от прожиточного минимума, сейчас порядка 5,5 процента.

Коллеги, заканчивается время. Остальное, надеюсь, в ответах на вопросы.

А закончить хочу строками Омара Хайяма в переводе Шалвы Амонашвили: пока на школу не назначена цена, просить у власти хлеб она должна. Наверное, школа плохо власть учила, коль милостыней жить принуждена. Давайте опровергнем в XXI веке то, что Омар Хайям написал тысячу лет назад. Спасибо.



Rambler's Top100