Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Партия действует! » Государственная Дума » ЦБ на прежней орбите
Суббота, 18 Май 2024

ЦБ на прежней орбите

Печать

Госдума большинством одобрила предложенные Центробанком кандидатуры на пост нового состава Совета директоров. Голосовали «за» единороссы, ЛДПР, «Новые люди». КПРФ вообще отказалась от участия в голосовании, продемонстрировав полное несогласие с политикой Банка России, который действует как отстраненный наблюдатель по отношению к экономике страны, опускает курс рубля, кивая на инфляцию, сдерживает монетаризацию экономики, повышает кредитную ставку, тормозя развитие производства. Коммунисты заявляют: ЦБ остается в орбите МВФ, несмотря на то, что ныне особо подчеркивается: Россия – независимая, самостоятельная страна.


«Справедливая Россия» не голосовала.


Обсуждение началось с вопросов от фракций к кандидатам и к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной.

На первом же вопросе (от КПРФ) возник скандал. Спрашивал Э. Набиуллину первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев:

«Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, учитывая, что переутверждается половина состава Совета директоров, а Вы уже внесли в Госдуму проект Основ кредитно-денежной политики на предстоящие три года, не планируете ли Вы пересмотреть некоторые их положения и отказаться от, прежде всего, рекомендаций МВФ в части таргетирования инфляции, в части бюджетного правила, в части чрезвычайной свободы банка и внесения в закон о Банке России положения об ответственности банка за рост экономики и исключения положения 18.2 из закона о Банке России, где как раз и наложены обязательства МВФ, как первоочередные?»

На мгновение в зале воцарилась тишина. Ответ должен был показать: изменилось ли хоть что-то в финансовой политике ЦБ, или он по-прежнему угождает американскому МВФ? Спикер Володин решил отгородить Набиуллину от «вероломства» депутата. Он напомнил, что рассматриваются всего лишь кадровые вопросы, а Коломейцев норовит «перевести обсуждение на кредитно-денежную политику…» В нарушение норм и правил думского регламента, Володин разрешил Набиуллиной не отвечать Коломейцеву.

Взбодрённая поддержкой спикера, Набиуллина произнесла:

«Уважаемый, Николай Васильевич, мы будем проводить подробное обсуждение денежно-кредитной политики на фракциях и на пленарном заседании, мы детально с Вами обсудим».

Набиуллина была напряженной, когда выступал коммунист Коломейцев при подведении итогов обсуждения. Что ее в те минуты тревожило? Может, задумалась над тем, кому она служит? Новые кандидаты тоже были неспокойны. Облегченно вздохнули, только когда прошло голосование в их пользу. В ноябре они снова придут в Госдуму для рассмотрения кредитно-денежной политики ЦБ в 2024 году. Разговор будет трудный.

…Обостряется битва за будущее России. Она идет везде. В стенах парламента она не менее ожесточенная, чем на передовой на Донбассе.
 

 

Выступление депутата Н.В. КОЛОМЕЙЦЕВА (фракция КПРФ):


– По сути... Вы, может, не видели еще, Вячеслав Викторович, вот внесли основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024, 2025 и 2026 годы. Так вот там, с нашей точки зрения, ничего не меняется. И проблема заключается в следующем. Мы очень легко относимся к 75-й статье Конституции. Я всем Вам напомню, что в 75-й статье Конституции записано: защита обеспечения устойчивости рубля – основная функция Центрального банка. Для справочки, за 10 лет в три с половиной раза почти девальвирован курс рубля. Это устойчивость?


Второй вопрос. Я утверждаю, что Центральный банк и Минфин продолжают выполнять рекомендации МВФ, даже назову Вам по датам. Со времени вступления в МВФ (в 1992 году) мы выполняем его устав, который запрещает множественность курсов валют, хотя Китай достиг именно своих успехов за счет множественности. У них есть внутренний юань, есть внешний юань, и каждый день Народный банк Китая определяет курс юаня, каждый день, подчеркиваю.


Что происходит у нас? Плавающий курс, кстати, нам навязан в 2015 году опять же МВФ, который привел, вообще-то, к обвалу рубля почти в два раза. В 2003 году заместитель руководителя-распорядителя МВФ Энни Крюгер приехала сюда, посмотрела и порекомендовала нам с Вами принять решение: ужесточить параметры бюджета.


К чему это привело? Это привело к бюджетному правилу, которое Вы в очередной раз уточняли в первом чтении вчера. Суть этого бюджетного правила – кастрировать наши нефтегазовые доходы, и мы фактически с 2005 по 2015 год были инвесторами мировой экономики вместо структурных перестроек за счет этих денег внутри.


В результате этого мы потеряли, и так тихонько и свободно относимся, 356 миллиардов только золотовалютных резервов, которые у нас отняли.


Кстати говоря, часть олигархов наняли юристов и уже отсудили свою собственность. Ну, Банк России и Минфин пока этим не занимаются, как я понимаю, потому что… ну, я пока не читал нигде об успехах или хотя бы поданном заявлении в суд.


Кроме того, сегодня фактически я утверждаю, остановлена политика импортозамещения и нарушены не только указы и распоряжения президента, он вам еще в 2014 году поручал (вам и Минфину) разработать меры, которые, вообще-то, отбивают охоту у спекулянтов. Они у Вас сегодня царствуют.


Кому нужна ключевая ставка 13 процентов? Владельцам ОФЗ. Почему Силуанов даже отказался… Вы, если внимательно читали бюджет, Силуанов в этом бюджете отказался на целый триллион продавать ОФЗ. Почему? Он сказал: «Пусть вкладывают в экономику, а не в ОФЗ и получают потом сверхприбыль непонятно на чем».


Мы Вам уже это сто раз сказали. Только за девять месяцев этого года банковская система, с нашей точки зрения, необоснованно получила доходы 2,5 триллиона рублей. А не за два, Эльвира Сахипзадовна, а за пять лет она получила 9 триллионов. Ну, с какой стати мы должны...


Банки – это, вообще-то, важный и нужный инструмент в государстве, это кровеносная система экономики, но у нас получаются одни тромбы в экономике. Если... Ну, вы поймите, человек, если у него голова работает, а тело затромбировано, он умирает.


И самое главное – плавающий курс является, по мнению квалифицированных экспертов, главным инициатором роста инфляции, с которой Вы боретесь таргетированием.


Но вы ведь посмотрите, у нас у всех стран «двадцатки», нет ни у одной, кроме России, монетизации меньше 85 процентов. Ну что же Вы таргетируете? У нас недостаток финансовых ресурсов, а у Вас, как я понял из ваших ответов и собеседования с кандидатами в члены Совета директоров, есть устойчивое заблуждение, что у нас перегрета… Как же она перегрета, если у нас 2 с половиной процента рост, а больше половины граждан с воды на хлеб. Какой перегрев? У нас отсутствует отложенный спрос. У нас даже те, кто работает, не в состоянии продать. Почему? Потому что село убили снижением закупочных цен, убили таможенной пошлиной, убили соляркой. У нас урожай в следующем году… он будет уже чрезвычайно дорогим, потому что сеяли по 80 рублей за литр солярки, при том, что солярка – это первый передел НПЗ. У нас по непонятной методике солярка стоит выше любого бензина. Это что такое?
Поэтому, с нашей точки зрения, необходимы изменения в закон о Банке России, необходим отказ и отмена статьи 18.2, которая, вообще-то, требования МВФ ставит выше наших.


Мы убеждены, что не может Банк России, который аккумулирует все финансовые ресурсы и федеральную собственность, не отвечать перед государством. Ну мне кажется, надо посмотреть на опыт Китая, который за 30 лет показал выдающиеся успехи именно в том, что у них гибкая система банковская, но она решает интересы государства, а не узкой группы банкиров…



Rambler's Top100